За что же убили главу района?

В Верховном суде Татарстана начался один из самых громких уголовных процессов в республике за последние годы.

Автор статьи: Роман ОБОЛЕНСКИЙ

В Верховном суде Татарстана начался один из самых громких уголовных процессов в республике за последние годы. Здесь рассматривается дело об убийстве главы администрации Агрызского района Рафиса Саетова, которое произошло летом 2002 года. На скамье подсудимых оказались семь участников преступной группы, организовавшей и исполнившей это подлое преступление, – от заказчика до исполнителей.


Напомним: Рафис Саетов был застрелен 30 августа – в День республики. Преступники подкараулили чиновника у его дома в деревне Нижнее Кучуково Агрызского района, когда поздно вечером Саетов вместе с семьей в служебном “Вольво” возвращался из Казани с праздничных мероприятий. Когда глава района вышел из машины, чтобы открыть ворота, к нему подъехал автомобиль “Ауди”, до этого стоявший неподалеку с погашенными фарами. Из машины раздались выстрелы, четыре пули попали главе Агрызского района в голову. Он скончался на месте. Девятнадцатилетняя дочь Саетова получила легкие ранения.


Уже через неделю после случившегося министр внутренних дел республики Асгат Сафаров сообщил о том, что оперативникам удалось выйти на след преступной группы, совершившей убийство. Еще через неделю в СМИ просочилась информация о том, что по подозрению в причастности к данному преступлению задержаны члены одной из ОПГ Ижевска. А вскоре стало известно об аресте Рустама Закирова, предшественника Саетова на посту главы администрации Агрызского района.


По версии следствия, Закиров считается заказчиком убийства руководителя района. Мотивом преступления стали неприязненные отношения между Саетовым и Закировым, которые начались еще в конце восьмидесятых годов. Тогда 25-летнего Рустама Закирова назначили председателем колхоза. Однако Саетов, бывший в то время начальником управления сельского хозяйства и продовольствия Агрызского района, посчитал нового председателя слишком молодым и неопытным для столь ответственной должности. Закиров затем продолжал подниматься по служебной лестнице, а Саетов же постоянно публично критиковал молодого администратора за неэффективные методы работы и крайне отрицательно отзывался о его деятельности. Не исключено, что были еще какие-то личные обстоятельства конфликта, которыми следствие не располагает.


В октябре 2000 года Закиров, ставший к тому времени главой Агрызского района, нанес “ответный удар” Саетову. Рассказал о неприязни к нему своему земляку – Айрату З. (инициалы фамилий подсудимых изменены), жителю Ижевска, директору одного из местных предприятий. Вместе они разработали план мщения “обидчику”, решив, что лучшим способом станет поджог его дома. Непосредственным исполнителем задуманного стал родственник Айрата, 37-летний Марсель Н. За вознаграждение в 10 тысяч рублей и обещание трудоустроить его в аппарат администрации Агрызского района тот взялся за выполнение заказа. 23 октября 2000 года Марсель взял две пластиковые бутылки с горючей смесью, облил ею дом Саетова и поджег. Пожар был серьезным – и дом, и все надворные постройки сгорели дотла. К счастью, люди не пострадали, однако семья Саетовых понесла ущерб на 2 миллиона 200 тысяч рублей.


Месяц спустя после поджога Закиров был освобожден от должности главы администрации. На это место назначили его главного соперника – Саетова. Закиров затаил обиду.


Час мщения наступил в середине августа 2002 года. За помощью бывший глава вновь отправился в облюбованный Ижевск. Здесь произошла встреча между Закировым, его давним другом коммерсантом Айратом З. и 33-летним родственником последнего Альбертом М., фермером. Надо отметить, что и Айрат, и Альберт находились в долговой зависимости от Закирова. Первый должен был ему 150 тысяч рублей, второй не рассчитался за 40 тысяч килограммов минеральных удобрений на общую сумму 120 тысяч рублей. Дебиторским положением своих знакомых и решил воспользоваться Закиров. Он пообещал простить им долги в обмен на помощь в организации убийства. Пособники должны были подыскать автомобиль, оружие и исполнителей преступления. Заказчик обещался оплатить все текущие расходы и гонорар киллерам. На том и разошлись.


Спустя пару дней Айрат по своим каналам вышел на двух жителей Ижевска – 31-летнего Владимира К., водителя одного из местных транспортных цехов, и 26-летнего Николая Ш., тренера автомобильного клуба. Те согласились исполнить заказ за 10 тысяч долларов. Дабы обзавестись транспортом, поручили добыть авто еще одному жителю Ижевска Михаилу О., работавшему водителем на мебельной фабрике. При этом уточнили, что не будут против, если машина будет краденой.


В двадцатых числах августа 2002 года Михаил вместе со своим приятелем отправились на дело. У деревни Бабино Завьяловского района Удмуртии они остановили “Ауди-100”. Под угрозой пистолета водителю пришлось расстаться с иномаркой. 27 августа Михаил пригнал иномарку к заранее оговоренному месту встречи – на один из участков автострады Ижевск-Сарапул. Здесь его встретили Владимир и Николай, которые вначале расплатились за проделанную работу тысячей долларов, а затем отогнали автомобиль на постоялый двор фермерского хозяйства Альберта в деревню, соседствующую с Нижним Кучуково – родной деревней Рафиса Саетова.


29 августа в Ижевске состоялась повторная встреча Закирова и его подельников-должников. Решили запланированное убийство осуществить 30 августа. Заказчик передал сообщникам пакет с масками-шапочками, рацией и задатком в 5 тысяч долларов. По его указанию рацию необходимо было включить в 19.30 и дожидаться сигнала “Ждите гостей”.


Ближе к вечеру киллеры заняли позицию недалеко от деревни, а когда по рации прозвучал условный сигнал, переехали в Нижнее Кучуково к дому Саетовых. В 23.15 к дому на машине подъехал Саетов с семьей и шофером. Машина убийц направилась в его сторону. Николай Ш. из помпового ружья “Mossberg” сделал не менее шести выстрелов, а Владимир К. дал несколько очередей из Калашникова. Затем Николай вышел из машины и произвел контрольный выстрел.


Автомобиль перегнали к деревне Чем-Куюк Алнашского района Удмуртии, где спрятали в поле под скирдой соломы.


На раскрытие этого дела были брошены лучшие кадры республиканского сыска из МВД, прокуратуры и ФСБ, к которым затем подключились их чувашские коллеги. Вскоре была прослежена вся криминальная цепочка. Возбужденное уголовное дело параллельно с заполнением процессуальных документов по убийству было вначале дополнено материалами проверки поджога дома Саетовых, а затем объединено в одно производство с уголовным делом по насильственному изъятию иномарки на территории Удмуртии. Следствие длилось 8 месяцев, еще 4 месяца обвиняемые знакомились с его материалами. Объем уголовного дела составил 31 том, в качестве вещественных доказательств к нему были приобщены 11 видеокассет.


В итоге на скамье подсудимых оказались семь участников преступной группы. Они обвиняются в убийстве, совершенном с особой жестокостью в составе организованной группы, а также в разбое, умышленном уничтожении имущества и других преступлениях.


Учитывая опыт продвижения в судебной инстанции многотомных дел прошлых лет, возбужденных в отношении преступных групп, можно предположить, что этот судебный процесс растянется на несколько месяцев.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще