Система рассмотрения жалоб и заявлений населения в Российском государстве сложилась издревле. Челобитные писали во все времена, а государство как могло регулировало этот процесс. Так, в 1968 году появился указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”. Этот указ – с внесенными в него в 80-е годы прошлого века дополнениями – действует на федеральном уровне и до настоящего времени.
Однако в стране изменилась социально-политическая обстановка, и назрела необходимость внести коррективы. Но как? Проще это было сделать на уровне республики. Чтобы подчеркнуть важность работы с обращениями граждан, правовой акт в Татарстане был принят в форме Закона РТ “О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан”. И хотя прошло сравнительно мало времени после его принятия (май 2003 года), Комитет парламентского контроля Госсовета РТ предпринял уже несколько основательных рейдов по проверке организации исполнения нового закона в органах власти республики.
Сегодня на вопросы наших читателей отвечает председатель комитета Зямил ЯГУДИН.
– Здравствуйте, Зямил Габдулхаевич! Я сам – бывший чиновник, как теперь принято говорить о госслужащих. Связь с населением (то бишь с налогоплательщиками), вероятно, следует считать важнейшим направлением деятельности любого государственного органа. А как обстоят с этим дела у самого Комитета парламентского контроля?
– Такая связь достаточно активна. Это один из важных источников информации, особенно в решении социальных вопросов. За 10 месяцев этого года мы рассмотрели 192 обращения граждан. Около 80 процентов заявителей являются пенсионерами, участниками и инвалидами Великой Отечественной войны. 142 обращения были решены положительно, по 21 отказано в связи с тем, что по ним уже имелись решения судебных органов, 4 заявления направлены в органы прокуратуры.
Надо сказать, что количество обращений граждан в нынешнем году увеличилось повсеместно. Так, например, в Аппарат Президента республики обратилось людей на 7 процентов больше, в Кабинет Министров на – 14 процентов. Это также явилось одной из причин проверки сотрудниками комитета состояния работы с обращениями граждан в аппаратах ряда администраций, районных Советов народных депутатов, местных Советов самоуправления, предприятий и организаций.
– Вам звонит Евгений Петрович Харитонов. Где нам найти правду? КУКИ продал с аукциона дом с участком. А в доме – живые люди. Суд отказался принять нашу жалобу. Сделайте что-нибудь!
– Рекомендую вам обратиться в суд не с жалобой, а с исковым заявлением, как того требует закон..
– В средствах массовой информации было сообщение о том, что Комитет парламентского контроля проверял работу с обращениями граждан по требованиям нового закона. Но разве что-то изменилось? Нигде в инстанциях не рады просителям…
– Хочу подчеркнуть: мы первыми в Российской Федерации приняли такой закон. Его важность, на мой взгляд, заключается в том, что он позволяет гражданину не только реализовать право, предоставленное Конституцией Республики Татарстан, но и понять механизм его реализации. Надо знать, что действие закона не распространяется на обращения, которые рассматриваются в порядке не только уголовного и гражданского законодательства, но и арбитражного судопроизводства и производства по административным правонарушениям. Не рассматриваются также обращения, которые находятся в ведении Конституционного суда РТ, обращения, вытекающие из отношений, складывающихся внутри коммерческих организаций и общественных объединений, действующих на основе устава…
– Это понятно, но кто же тогда непосредственно отвечает за организацию работы с обращениями граждан?
– Эта обязанность ложится на руководителей органов. Именно они обязаны организовать работу по приему обращений граждан и обеспечить необходимые условия для быстрого и эффективного их рассмотрения. Кроме того, руководители органов и другие должностные лица обязаны проводить личный прием. Причем в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы, в удобное для населения время. За организацию приема и рассмотрение обращений личную ответственность несут руководители соответствующих органов.
– Нет, вы скажите, кто конкретно рассматривает обращения граждан?
– Обращения рассматривают органы и должностные лица, к которым обратился гражданин. Если вопросы, поставленные в обращении, не относятся к их ведению, оно не позднее чем в пятидневный срок со дня поступления направляется в другой компетентный орган по подведомственности.
– Зямил Габдулхаевич, я живу в Набережных Челнах. Хочу задать такой вопрос: в какой срок должно быть рассмотрено заявление?
– Любое обращение, если оно не требует какой-либо проверки, должно быть рассмотрено безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней. Если же необходима проверка, то срок рассмотрения – месяц. В случае проведения специальной проверки или истребования дополнительных материалов срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Причем гражданину об этом также должно быть сообщено.
– А может ли быть “спущено” мое заявление на рассмотрение тому должностному лицу, действия которого я хочу обжаловать?
– Закон запрещает направлять жалобы тем органам и тем должностным лицам, решения и действия которых обжалуются гражданином.
– Здравствуйте, это “Прямая связь”? Скажите, пожалуйста, рассматриваются ли письменные обращения без подписи обратившегося?
– Категорично нет. Обращение, не содержащее фамилии, имени и отчества, сведений о месте жительства или работы (учебы), а также личную подпись заявителя, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Конечно, мотивы, когда человек боится указывать свои данные, могут быть очень серьезными. Закон учел и этот нюанс. Закон категорически запрещает без согласия обратившегося разглашение сведений о его частной жизни, месте жительства, работы или учебы. То есть закон стоит на защите гражданина.
– В таком случае я вам называюсь полностью, но вы меня не выдавайте. Я житель деревни Нижняя Кармалка Черемшанского района. Жители деревни хотели заменить назначенного сверху главу Совета местного самоуправления, который совершенно не занимается нашими проблемами. Обращались, как положено, к главе администрации района, потом писали даже в газету. Но никакой реакции на наши обращения не последовало…
– Хорошо, мы проверим ваше сообщение.
– Спасибо вам. До свидания!
– Зямил Габдулхаевич! В прошлом году комитет проверил Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ по использованию бюджетных средств. Проверкой были выявлены серьезные нарушения. В нашем районе было столько разговоров об этом! Возвращены ли незаконно использованные средства в бюджет?
– Да, нами были выявлены факты использования бюджетных средств не по целевому назначению на сумму 12,8 млн. рублей. В течение 2002 года и первого полугодия текущего года все средства, израсходованные не по назначению, восстановлены и направлены на выполнение мероприятий по сельскому хозяйству согласно бюджетной росписи.
– Зямил Габдулхаевич! Позвольте задать политический вопрос?
– Мы вроде бы не обсуждаем политику…
– И все же, как вы считаете, сможет ли политическая партия “Единая Россия”, которая сейчас претендует на получение большинства мест в Госдуме, навести должный порядок в расходовании бюджетных средств?
– Я подробно изучал программы всех партий. Кстати, сам ни в одной из них не состою. С точки зрения развития экономики страны повышения уровня благосостояния народа и путей достижения этих целей программа партии “Единая Россия” мне лично наиболее импонирует. Но думаю, что в достижении этих целей не обойтись и без усиления роли контрольных функций государства.
– Уважаемый Зямил Габдулхаевич! Обозначьте, пожалуйста, вашу личную гражданскую позицию в понимании закона об обращениях граждан.
– Должность руководителя не передается по наследству от родителей. Каждый из нас рано или поздно по той или иной причине становится рядовым гражданином. Из этой логики жизни и необходимо исходить, надо ставить себя на место заявителя. Заявителями люди делаются не от хорошей жизни, они ждут от нас участия и помощи, хотят защитить свои законные права и интересы. Как помочь конкретному человеку (конечно, в рамках действующего законодательства)? Вот этой позиции я и стараюсь следовать и сам в соответствии с установленным законом порядком каждый вторник веду прием граждан как председатель комитета. А последний вторник каждого месяца – как народный депутат.
– В таком случае я запишусь к вам на прием. До свидания.
– Это журналист из районной газеты “Знамя труда”. Зямил Габдулхаевич! Комитет парламентского контроля является органом, который осуществляет контрольные функции законодательного органа. В следующем году Госсовет будет переизбираться. Отражается ли эта ситуация на работе комитета?
– Степень активности нашей работы, как видите, не снизилась. В соответствии с законодательством одним из важнейших полномочий комитета является контроль за исполнением бюджета Республики Татарстан. Это значит, что мы должны регулярно обеспечивать Президента Татарстана, Правительство и Государственный Совет республики объективной информацией о ходе формирования бюджета, его расходовании, чтобы они не только знали реальное состояние дел, но и могли своевременно внести необходимые поправки в бюджет.
Конечно, руководство республики и Госсовет располагают информацией по этим направлениям и от других источников – ведомственных. Однако в наших материалах, как свидетельствует практика, все же больше объективности.
– Меня зовут Маргарита Ивановна Саховская. Я живу в приватизированной квартире в доме, который является архитектурным памятником. Мне в администрации Казани усиленно предлагают переехать в Азино. А как же мое право жить там, где я хочу, – в центре города?
– Я записал все ваши координаты, Маргарита Ивановна. Постараемся разобраться с вашим вопросом.
– Скажите, пожалуйста, а есть толк от работы комитета?
– Думаю, есть. В этом году мы осуществили внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2002 год и подготовили заключение комитета на проект закона РТ “О бюджетной системе Республики Татарстан на 2004 год”. Это наиболее крупные и сложные мероприятия.
Проведены проверки эффективности расходования бюджетных средств в птицеводческой отрасли, в ветеринарном деле. Проверки вопросов улучшения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, развития транспорта, торговли и внешнеэкономического сотрудничества находятся уже в стадии завершения. В центре внимания комитета будут и такие вопросы, как формирование доходной части бюджета, анализ полноты поступлений в бюджет средств, получаемых от распоряжения государственным имуществом, прохождение бюджетных средств через банки и другие. Будет продолжена практика охвата контрольными проверками некоторых отраслей в целом. После рассмотрения их результатов мы обязательно общественность республики проинформируем. Это наше правило.
– Простите, у вас большой коллектив?
– У нас 16 специалистов.
– Можно ли в таком случае говорить о полноте и глубине проверки?
– Вы правы. Обеспечить качественную проверку такого количества объектов с таким штатом специалистов непросто. Но мы выходим из положения, привлекаем к проведению проверок, ревизий, экспертиз квалифицированных специалистов из других ведомств. Работаем в тесном контакте с Контрольным управлением Президента РТ, постоянными комиссиями Госсовета РТ, Контрольно-ревизионным управлением МФ РФ по РТ, министерствами и ведомствами, право-охранительными органами. Вместе и получаем нужный результат.
Однако роль “первой скрипки” в этой команде все же отводится специалистам комитета. Они несут ответственность и за полноту проверки, и за объективность материалов. К тому же очень много уделяется внимания их профессиональному обучению.
– Какой механизм исполнения бюджета хотелось бы увидеть специалистам комитета в проверяемых объектах и каков он в реальности?
– Было бы большим благом, если бы с помощью органов финансового контроля комитет обнаруживал во всех проверяемых организациях грамотно отлаженную бухгалтерию, эффективное освоение выделенных средств, своевременный и полный возврат кредитов, рациональное использование предоставленных льгот, обеспечение отдачи от государственных долей в предприятиях и так далее.
К сожалению, многое из названного остается лишь идеалом, к которому надо стремиться. Каждая из проверок комитета со всей очевидностью показывает, что желаемого порядка в использовании государственных финансовых и материальных ресурсов ни в одном из проверенных объектов пока нет.
В текущем году, например, было выявлено немало фактов, когда материально-технические средства и оборудование приобретались без проведения тендера, государственное имущество использовалось неэффективно, нередко без оформления лизинга и передачи в хозяйственное ведение, часто реализовывалось без учета его рыночной стоимости. Значительные суммы бюджетных средств были выведены из финансового оборота в результате передачи их в безвозмездное использование коммерческим структурам. Были факты расходования средств на неэффективные проекты, проведения различных культурно-массовых мероприятий, не предусмотренных бюджетом, невозврата бюджетных средств, выданных в виде ссуд и кредитов и т.д.
Словом, “черных дыр”, через которые утекают государственные средства, немало, поэтому и народным депутатам, и органам исполнительной власти есть над чем задуматься.
– Вы считаете, что устранение выявленных нарушений – это обязанность прежде всего тех должностных лиц, которые их допускают?
– Кардинально устранить все выявленные нарушения в ряде случаев, на мой взгляд, можно лишь с помощью опять-таки комплексного подхода. Ибо мы вскрываем такие недостатки, которые одним приказом и нахмуренными бровями не устранить. Некоторые из них даже не в рамках полномочий руководителя. И мы это понимаем. Но есть масса нарушений, которые он в силах устранить! Вот почему и комитет, и исполнительные органы власти должны сказать свое слово.
– Зямил Габдулхаевич! Скажите честно, используются ли возможности комитета партиями, движениями в их политической и предвыборной борьбе с конкурентами?
– Комитет работает в соответствии с законом, утвержденным парламентом планом и выполняет только поручения Государственного Совета РТ. Думаю, что все партии и движения, действующие в республике, об этом хорошо знают, поэтому напрямую в комитет с просьбой проверить ту или иную организацию никто не обращался и вряд ли обратится. Но я не исключаю, что некоторыми нашими материалами, опубликованными в средствах массовой информации или предоставленными и народным депутатам, они пользуются.
Подготовила
Раиса ЩЕРБАКОВА.