В редакцию часто обращаются читатели с просьбой рассказать о Европейском суде по правам человека. Многие из них, контактируя с представителями отечественной Фемиды, столкнулись с различными проблемами. Обычно вместо разрешения конкретного вопроса в российских судах возникают все новые и новые. Увы, времена сегодня, к сожалению, не самые благоприятные для справедливости. И у многих возникает мысль: а не накладнее ли апеллировать к третьей стороне?
Каковы же шансы на успех в случае обращения к юристам высшего судебного органа Европы? Об этом мы попросили рассказать судью Верховного суда РТ, заслуженного юриста РФ и РТ Аркадия СЫЧЕВА.
Не зная брода, не суйся в воду
– В начале ноября, – говорит Аркадий Ильич, – будет отмечаться очередная годовщина подписания Европейской конвенции о защите прав граждан и основных свобод. Напомню, что Россия ратифицировала ее пять лет назад – 5 мая 1998 года и именно с этой даты подпала под юрисдикцию Европейского суда по правам человека. В настоящее время туда может обратиться каждый из восьмисот миллионов мужчин и женщин, проживающих в 44 государствах Европы, если, конечно, посчитает, что национальные суды его государства при рассмотрении дела нарушили положения Европейской конвенции.
Вступление России в Совет Европы и ратификация конвенции породили у некоторых граждан во многом завышенные надежды на то, что Европейский суд наконец-то правильно разберется в их деле и защитит их права. Большинство граждан уверены, что они, независимо от своей специальности и образования, обладают достаточными знаниями в трех областях жизни общества: как учить, как лечить и как судить. Именно на эти темы и разгораются жаркие дискуссии.
Право любого государства исходит из общего постулата: незнание закона не освобождает от ответственности. Ученым хорошо известна притча о том, что великий физик Альберт Энштейн на большинство вопросов учеников отвечал: посмотри справочник. Так же должен поступать и каждый из нас. Если возник какой-то вопрос, требующий специальных знаний, перво-наперво лучше заглянуть в словарь или энциклопедию. Аналогичными должны быть действия и при возникновении правового затруднения – найди закон или другой правовой акт, который регулирует возникшие правоотношения. Это элементарно.
Вот и при возникновении необходимости обратиться в Европейский суд надо уяснить для себя, по каким вопросам и в каком порядке можно обращаться, как оформляется заявление и какие документы следует к нему приложить.
Необходимо подчеркнуть, что Европейский суд не является надзорной инстанцией по отношению к судам государств – участников конвенции. Он не может отменить их решения, не осуществляет контроля за национальным законодательством и судебной практикой и не имеет права давать какие-либо распоряжения. Значит, Европейский суд не примет жалобу с требованием отмены приговора или решения.
На что есть смысл жаловаться
Предметом обращения могут быть только права, гарантированные Европейской конвенцией и последующими протоколами к ней. Перечень этих прав достаточно широк. Так, статья пятая конвенции гарантирует право на свободу и безопасность, регламентирует условия изоляции (задержания, ареста) граждан, устанавливает процессуальные гарантии принудительной изоляции. Так, по одному из дел, по которому ответчиком выступала Великобритания, суд признал, что задержание лиц, подозреваемых в террористической деятельности, более чем на четыре дня без проверки законности их задержания является нарушением.
Часто обращаются в суд с жалобами и на ситуации, подпадающие под действие статьи шестой конвенции, которая гарантирует право на справедливое и публичное разбирательство дела независимым и беспристрастным судом в разумный срок. В отношении России Европейским судом принято уже два решения, по которым признано, что российское правосудие не обеспечило рассмотрение одного уголовного и одного гражданского дела в разумные сроки.
Не следует думать, что длительность сроков рассмотрения дел свойственна только российскими судам. Такие решения принимались практически в отношении всех государств – участников конвенции. В печати, например, сообщалось, что в отношении Италии судом вынесено около 20 таких решений, после чего ее власти были вынуждены внести изменения в национальное гражданское процессуальное законодательство с целью сокращения сроков рассмотрения дел.
Большой резонанс недавно вызвало рассмотрение Европейским судом дела о нарушении властями Латвии положений статьи седьмой конвенции в отношении гражданки России Татьяны Сливенко, которая была необоснованно выдворена из Латвии. Решение, как известно, оказалось в пользу истицы.
Показательным является и то, что, хотя Европейский суд и не имеет полномочий контролировать исполнение своих решений, ни одно из его решений не осталось неисполненным. Авторитет общеевропейской юридической структуры непререкаем, а эффективность – практически стопроцентная.
650 обращений в день
Что же необходимо знать при обращении в Европейский суд? Во-первых, с жалобой может обратиться только лицо, которое считает, что его права, гарантированные Европейской конвенцией, нарушены. Во-вторых, жалоба может быть подана лишь после того, как заявителем исчерпаны все внутригосударственные способы (пройдены суды всех инстанций – до верховной) защиты своих прав и не позднее чем через шесть месяцев после окончательного разрешения вопроса соответствующим государственным органом.
Особо необходимо подчеркнуть, что жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции нашей страной, то есть, напомню, с мая 1998 года.
Со всего континента в Европейский суд ежедневно поступает более 650 писем и обращений. Понятно, это очень много. И все же на каждое из них заводится досье, и ни одно не остается без ответа. Однако подавляющее число их признается неприемлемым для рассмотрения. В прошлом году, например, из России поступило более 3500 жалоб, и лишь считанные признаны соответствующими указанным выше требованиям.
В сентябре мне посчастливилось участвовать в пленуме Верховного Суда России, на котором обсуждалась работа судов по применению общепризнанных принципов и норм международного права. Выступивший здесь канцлер Европейского суда высоко оценил заинтересованное отношение России к Европейскому суду и к принимаемым им решениям, рассказал о перспективах совместной деятельности, указал на необходимость внедрения общеевропейских социальных и правовых стандартов в судебную деятельность по защите прав и свобод человека.
В принятом постановлении Верховный Суд РФ подчеркнул, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются в России непосредственно действующими и подлежат применению в приоритетном порядке. Таким образом, обращаясь в суды, граждане вправе обосновать свои требования не только нормами национального законодательства, но и принципами, и нормами международного права.
Подготовил отдел писем.