На защите государственных финансов

Контрольно-ревизионные органы Министерства финансов Российской Федерации отмечают свой 80-летний юбилей.

Контрольно-ревизионные органы Министерства финансов Российской Федерации отмечают свой 80-летний юбилей. 23 октября 1923 года постановлением Правительства СССР в составе Народного комиссариата финансов было создано Финансово-контрольное управление. Эта дата считается началом деятельности контрольно-ревизионного аппарата Минфина РФ.


В советское время на территории нашей республики финансовый контроль осуществлял аппарат Главного контролера-ревизора КРУ Минфина РСФСР по ТАССР. С 1999 года функции последующего государственного финансового контроля осуществляет Контрольно-ревизионное управление Минфина России в Республике Татарстан, созданное на правах юридического лица в качестве территориальной структуры Минфина России. Чаще его принято именовать просто как КРУ. Сегодня КРУ является наиболее действенной государственной организацией, осуществляющей защиту государственных финансов. Его деятельность на слуху, информация о выявленных финансовых нарушениях часто появляется в СМИ, по материалам ревизий и проверок органы государственной власти республики принимают соответствующие решения.


Процесс перехода к рыночной экономике и проведения либеральных реформ сопровождается, к сожалению, ростом финансовых нарушений. Практически не уменьшаются многочисленные факты нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, расхищения имущества, находящегося в государственной собственности и собственности муниципальных образований. На недавнем заседании Кабинета Министров РТ рассматривались вопросы использования государственной собственности и допускаемых при этом нарушений норм законодательства и нормативных правовых документов. Отмечалось, что Контрольно-ревизионным управлением Минфина России в РТ только за первое полугодие 2003 года в правоохранительные органы направлены материалы ревизий и проверок 73 организаций, в процессе которых выявлено финансовых нарушений на сумму свыше 20 млн.рублей. А вот данные по деятельности КРУ за прошлый год: осуществлены ревизии и проверки деятельности 681 организации, из которых 646 являются получателями средств федерального и республиканского бюджетов, а также местных бюджетов (районов и городов РТ). Кроме того, по обращениям правоохранительных органов, в том числе органов прокуратуры, проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности 85 организаций. Сумма выявленного в 2002 году ущерба, нанесенного государству, составила 861 млн.рублей, в том числе нецелевого использования бюджетных средств – 617,9 млн.рублей. Возврат средств в бюджеты разных уровней составил 10,1 млн.рублей. Возмещено причиненного ущерба по результатам ревизий и проверок на сумму 51,3 млн.рублей, в том числе взыскано с виновных лиц более 2,7 млн.рублей. Передано правоохранительным органам и органам прокуратуры 116 материалов ревизий и проверок на сумму выявленных финансовых нарушений в размере 24,1 млн.рублей. Возбуждено 7 уголовных дел по материалам ревизий и проверок, привлечено к материальной ответственности 49 человек, к дисциплинарной ответственности – 87 должностных лиц.


С сожалением приходится констатировать, что число финансовых нарушений, фактов бесхозяйственного отношения к государственным ресурсам и имуществу, находящемуся в государственной и муниципальной собственности, не уменьшается. В 2002 году выявлено финансовых нарушений на 228,6 млн.рублей больше, чем в предыдущем году, хотя ревизий и проверок было меньше.


КРУ проводит ревизии и проверки по обращениям правоохранительных органов. Также в функции КРУ входят проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию целевых государственных программ. В последний свой приезд в Казань министр финансов России А.Кудрин прямо дал понять, что проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных на подготовку к празднованию 1000-летия Казани, будет поручена КРУ. Государственной комиссией по подготовке празднования юбилея Казани была особо подчеркнута необходимость прозрачности в использовании бюджетных денег.


Цель финансового контроля заключается, в конечном счете, в том, чтобы содействовать созданию в стране эффективной, прозрачной и конкурентоспособной экономической системы, позволяющей эффективно использовать государственные бюджетные средства как распорядителями, так и отдельными их получателями. Для достижения этой цели необходимо разработать единые подходы к организации и осуществлению государственного финансового контроля на всех уровнях управления, закрепить их законодательно. В настоящее время сильно мешает качественному проведению финансового контроля отсутствие закона, который регулировал бы порядок осуществления такого контроля, устанавливал полномочия, права и ответственность органов контроля и т.п. Более того, отсутствует даже единая концепция госфинконтроля. Правда, проекты такой концепции имеются, однако из-за того, что представительная и исполнительная ветви власти видят организацию финконтроля по-разному, они не прошли согласования в Правительстве России. Дальнейшее рассмотрение концепции отложено до декабря. Финансовый контроль, осуществляемый Министерством финансов России в процессе исполнения федерального бюджета, действующее бюджетное законодательство трактует как внутренний финансовый контроль. Конечно, это не совсем так, поскольку КРУ Минфина России проверяет законность и целевое использование бюджетных средств, получатели которых относятся к различным отраслям и ведомствам.


Одной из важнейших наших задач является принятие мер по результатам проведения финансового контроля. С этой целью мы направляем соответствующие представления органам казначейства для применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства, а в необходимых случаях материалы ревизий и проверок направляются в правоохранительные органы. За 2002 год в органы казначейства направлено 76 представлений на взыскание с нарушителей бюджетного законодательства более 54,7 млн. рублей. Кроме того, направляются представления в адрес руководителей проверенных организаций для принятия мер по устранению выявленных финансовых нарушений.


Немаловажным является также вопрос доведения результатов контроля до сведения общественности. Начиная с 2002 года мы представляем обобщенную информацию о результатах контрольной деятельности за истекший год в аппарат главного федерального инспектора по Республике Татарстан. Кроме того, результаты контроля, вызывающие наибольший интерес для общественности, направляются в СМИ. Так, были опубликованы в газетах и журналах статьи о финансовых злоупотреблениях в ГТРК “Татарстан”, государственном предприятии “Киносервис” и др.


Усилению контроля, повышению его качества уделяется самое пристальное внимание как со стороны органов государственной власти, так и со стороны общества. Страна вынуждена проводить экономические преобразования в условиях дефицита финансовых ресурсов и потому прибегает к заимствованиям. В этих условиях власть должна быть уверенной в том, что деньги используются по назначению и эффективно. Нужна достоверная информация о каждом случае нецелевого использования бюджетных средств, чтобы принимать действенные меры по возмещению нанесенного государству ущерба. В этой связи коллектив КРУ Минфина России в Республике Татарстан прилагает максимум усилий для становления эффективной системы государственного финансового контроля. Для этого мы располагаем всем необходимым, в том числе высококвалифицированными кадрами. Для дальнейшего повышения действенности контроля требуется наладить взаимодействие контролирующих органов, относящихся как к исполнительной, так и к законодательной власти. Проверки организаций, проводимые КРУ совместно с Комитетом парламентского контроля РТ, свидетельствуют в пользу данного утверждения. В этом отношении большое значение мы придаем взаимодействию с Управлением федерального казначейства Минфина России по РТ и с Департаментом казначейства Минфина РТ. Усиливается взаимодействие с правоохранительными органами и органами прокуратуры. В настоящее время вносятся соответствующие коррективы в нормативные правовые документы, регулирующие порядок взаимодействия с названными органами, порядок организации и проведения ревизий и проверок.


Перспективы развития и усиления финансового контроля связаны в настоящее время с проводимой в стране административной реформой и принятием федерального закона “О государственном финансовом контроле”. В этом законе должна быть проведена идея государственного финансового контроля как реализация права Российской Федерации законными способами и путями обеспечить свои финансовые права и финансовые интересы своих граждан. Только в этом случае может быть обеспечена экономическая безопасность страны.


Владимир НИКОЛАЕВ.
Руководитель КРУ Минфина России
в Республике Татарстан.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще