“Входным билетом” было убийство

О пропавших директоре одного из подразделений КамАЗа Викторе Фабере и сотруднице этого предприятия Наталье Стародубцевой стало известно четыре месяца назад.

Автор статьи: Роман ОБОЛЕНСКИЙ

О пропавших директоре одного из подразделений КамАЗа Викторе Фабере и сотруднице этого предприятия Наталье Стародубцевой стало известно четыре месяца назад. Слухи ходили тогда разные – от предполагаемых криминальных разборок до совсем уж неприятных подозрений  в нечистоплотности “скрывшихся с государственными деньгами” предпринимателей. Реальность оказалась еще страшнее…


В конце сентября усилиями татарстанской милиции была раскрыта зловещая история похищения людей, трагедия, которая получила оперативное название “Дело Фабера”.


Исчезновение менеджера

Вся карьера Виктора Фабера связана с литейным заводом КамАЗа, на который он пришел в 1978 году девятнадцатилетним выпускником техникума. За 20 лет он прошел путь от литейщика металлов и сплавов 4-го разряда до начальника литейного цеха, затем директора производства цветного литья и гендиректора всего завода, только что зарегистрированного как самостоятельное юридическое лицо, на 100 процентов принадлежащего КамАЗу. На новом посту молодой директор зарекомендовал себя с лучшей стороны. Именно он добился резкого роста заказов, которые литейный завод получал от российских и европейских машино-


строительных предприятий. В 2001 году КамАЗ снова принялся объединять отпущенные было на свободу подразделения, и Виктор Фабер возглавил ОАО “КамАЗ-Металлургия”, объединившее три завода КамАЗа.


В прошлом году Виктор Фабер вошел в сотню самых профессиональных менеджеров России, заняв 54-ю позицию, а среди машиностроителей – 7-ю. Очевидно, в первую очередь это объяснялось экспортными успехами металлургической группы КамАЗа. Кстати, литейный завод КамАЗа сегодня считается крупнейшим в мире и самым современным в России.


…Утром 27 мая этого года Виктор Фабер позвонил на работу и предупредил подчиненных, что должен выехать в Казань по срочному делу. В столицу Татарстана он отправился на собственном джипе “Тойота Ландкрузер”. И – пропал. Одновременно с Фабером исчезла и Наталья Стародубцева, возглавлявшая департамент экономики ОАО “КамАЗ-Металлургия”.


Некоторое время спустя Виктор несколько раз звонил своим подчиненным с распоряжениями перечислить около миллиона долларов на счета неких фирм в московском “Содбизнесбанке”. Деньги были переведены на счета трех указанных Фабером фирм, и, как позже выяснилось, часть этих денег очень быстро получили наличными несколько человек по утерянным паспортам. После этого топ-менеджер на связь больше не выходил. В Казани Фабер тоже не появлялся…


Органы начинают действовать

29 мая прокуратура Набережных Челнов возбудила уголовное дело по статье 126, часть 2, Уголовного кодекса – похищение человека. Фабер был объявлен в розыск как пропавший без вести.


Поиски пропавших сразу же приобрели солидные масштабы. Достаточно сказать, что для координации действий был создан объединенный штаб из сотрудников МВД, УФСБ и прокуратуры во главе с первым заместителем министра внутренних дел Ренатом Тимерзяновым. 300 милиционеров со служебными собаками при поддержке вертолета неделю прочесывали пустыри и парки Набережных Челнов, поиски велись и в лесопосадках вдоль дороги на Казань. Одновременно осуществлялась отработка круга знакомых и коллег Виктора Фабера, которые могли располагать данными о судьбе менеджера. КамАЗ объявил вознаграждение за любую достоверную информацию о местонахождении господина Фабера. Несмотря на все усилия, до середины июня никаких сведений о судьбе пропавших менеджеров раздобыть не удалось.


23 июня правоохранительные органы наконец-то обнародовали свою версию произошедшего. Прокуратура и МВД признали, что Фабер похищен. Тогда же руководство силового блока республики решило придать поискам новый импульс и выехало в Набережные Челны. В совещании приняли участие ответственные работники прокуратуры, МВД и УФСБ. В итоге было принято решение укрепить следственную бригаду (в то время этим делом занимались около 10 следователей), активизировать аналитическую и оперативно-розыскную деятельность.


В ночь с 8 на 9 июля в Набережных Челнах был похищен еще один известный в городе человек – 35-летний предприниматель Булат Баязитов. Коммерсант провел вечер в казино развлекательного комплекса “Батыр”. Около двух часов ночи он поставил свою машину на охраняемую стоянку, но до дома так и не дошел. Примерно через час похищенный позвонил своему родственнику и сообщил, что сидит в наручниках и с мешком на голове. Просил приготовить три с половиной миллиона долларов и ни в коем случае не звонить в милицию.


Булат Баязитов чудом остался живВ регионе Баязитов считался заметным и удачливым бизнесменом. В середине 90-х он учредил два предприятия – “Алиса” и “Булай”, специализирующихся на выпуске прохладительных напитков и кондитерских изделий. Невысокая цена продукции и активная маркетинговая политика позволили челнинским лимонаду и конфетам не только занять значительную часть местного рынка, но и получить известность за пределами Татарстана. Кроме того, Баязитову принадлежал местный развлекательный центр “Цунами”.


Первые результаты

В середине июля правоохранительные органы задержали первых подозреваемых в причастности к похищению людей. Вначале были арестованы шесть членов челнинской ОПГ “Тагирьяновские” во главе с лидером преступной группировки 37-летним Эдуардом Тагирьяновым (он же Тагир). В отношении задержанных было возбуждено уголовное дело по грозной статье 210 Уголовного кодекса – организация преступного сообщества. Еще 15 человек были объявлены в розыск.


Родственники некоторых арестованных провели в центре Набережных Челнов акцию протеста, выражая свое возмущение “незаконными” действиями правоохранительных органов. На проведение акции было получено разрешение администрации города, и в ней приняли участие около 20 человек.


Адвокаты арестованных вообще утверждали, что все милицейские предположения – сплошной вымысел, вызванный желанием отчитаться перед руководством и найти “козлов отпущения”. Одним из основных аргументов адвокатской братии было заявление, что никакой “тагирьяновской” группировки в Набережных Челнах нет и быть не может: мол, “исторически” все группировки города называются по номерам жилых комплексов.


К слову сказать, об этой компании и вправду было известно не слишком много. Нет, милиция, конечно, знала, что “тагирьяновские” организовались в начале девяностых. Но к ним долгое время всерьез не относились – группировка считалась небольшой бандитской бригадой. Однако это была очень сплоченная группа, хотя и немногочисленная. В ее основной состав входило всего 50-60 человек.


В конце июля аресты переместились в Москву: были задержаны несколько столичных приятелей Эдуарда Тагирьянова, а также управляющий, его заместитель и главный бухгалтер московского “Содбизнесбанка”. К началу августа количество задержанных по данному делу уже перевалило за 20 человек.


21 августа прокурор Набережных Челнов Ильдус Нафиков и начальник местного УВД Файзулла Хусниев провели пресс-конференцию, на которой сделали ряд очень громких заявлений по поводу расследования этого дела.


Прокурор автограда сообщил, что следствию известны все лица, причастные к похищениям. Уголовное дело к тому времени насчитывало уже 40 томов. Было арестовано 18 человек. Следователи обнаружили объединение лидеров самых влиятельных группировок Набережных Челнов, Казани и Москвы. Причем так называемая чеченская группировка Москвы, состоящая из этнических чеченцев, русских, татар и украинцев, владеет “Содбизнесбанком” (69-е место в рейтинге российских банков по размеру активов – 6,57 миллиарда рублей). Прокурор Нафиков рассказал, что председатель правления банка Сергей Реусов и один из его замов находятся под стражей, а главбух банка Светлана Хохлова отпущена под подписку о невыезде. По словам челнинского прокурора, руководители банка наотрез отказывались сотрудничать со следствием, угрожая упорным представителям Татарстана “устроить новые выборы в республике”. “А после ареста банкиров по Москве процент за обналичку средств вырос с 2 до 6 процентов”, – отметил Нафиков.


Он впервые официально подтвердил, что за Фабера действительно был внесен выкуп – через “Содбизнесбанк” на три фиктивные фирмы с литейного завода КамАЗа по звонку менеджера были переведены 10 миллионов рублей.


Обналичили платежи представители казанского ОПС “Драконы”, лидеры которого давно обосновались в Москве. Один из них, Рифкат Вахитов (кличка Фонтан), уже задержан. У него было изъято удостоверение на имя помощника члена Совета Федерации от Кировской областной думы Михаила Михеева. Среди заказчиков платежей фигурирует и сотрудник одного из казанских ОВД подполковник Фарид Хамитов, который также был арестован. Вообще, по словам прокурора Нафикова, в ходе задержаний у многих участников группировок были изъяты удостоверения сотрудников милиции, судов и прокуратуры, а также помощников депутата Госдумы. Кроме того, руководитель городской прокуратуры отметил, что “на ход следствия пытались влиять депутат Госдумы РФ Салимхан Ахметханов и заместитель генерального директора Горьковского автозавода Фанис Хасанов” (оба – выходцы из Набережных Челнов).


Под подписку о невыезде был отпущен обвиняемый в похищении и участии в преступной группировке Олег Белов – соучредитель нижнекамского клуба “Парадиз”. Во время следствия были собраны материалы еще на семнадцать человек, причастность которых к похищениям к тому времени не была доказана.


Исполнителями всех трех похищений прокурор Нафиков назвал набережночелнинскую ОПГ “Тагирьяновские”, входящую в орбиту ОПС “Драконы” и выступающую в союзе со своими земляками из ОПГ “48-й комплекс”, “в свое время контролировавшей ГАЗ” (ее лидер по кличке Рауль был арестован в день пресс-конференции). А заказчиком похищения Булата Баязитова, по данным следствия, выступила известная челнинская предпринимательница, его компаньон по развлекательному бизнесу Татьяна Пучкова.


Ильдус Нафиков подчеркнул, что “группировка “Тагирьяновские” выросла не без ведома отдельных сотрудников Комсомольского ОВД Набережных Челнов”. При попустительстве милиции в середине 90-х “Тагирьяновские” уничтожили лидеров конкурирующих преступных сообществ, в том числе знаменитых “Боксеров”. Впоследствии представители ОПГ подмяли под себя оставшихся на свободе после серии громких арестов участников группировки “29-й комплекс” во главе с челнинским авторитетом Рузалем Асадуллиным (Рузалик). О величине доходов группировки красноречиво свидетельствуют хотя бы размеры вознаграждения, которое получал ее первый адвокат, – 5 тысяч долларов в день. Прокурор Нафиков указал, что “тагирьяновские” являются относительно малочисленной группировкой из-за жесткого рекрутинга: “входным билетом” в ОПГ якобы было убийство.


Напоследок Ильдус Нафиков сообщил, что многочисленные жалобы на следователей, “устроивших в Набережных Челнах 37-й год”, уже проверила прокуратура Приволжского федерального округа. Ничего незаконного в действиях следствия ревизоры не обнаружили.


Слова прокурора о давлении на следствие в скором времени подтвердились в несколько иной форме. 24 сентября газета “Челны ЛТД” опубликовала выдержки из письма Эдуарда Тагирьянова, обвинившего следствие в силовом прессинге на задержанных и якобы необоснованных массовых арестах его друзей. Газета опубликовала также фото, на котором Тагирьянов был изображен в бане с прокурором Челнов. Однако несколько дней спустя выяснилось, что это – искусный фотомонтаж. Любопытно, что опубликованная “фотография” позже была обнаружена на квартире, где скрывались киллеры.


Развязка

В двадцатых числах сентября сотрудникам МВД и УФСБ Татарстана удалось стремительно продвинуться в расследовании “Дела Фабера”. Одним из кульминационных моментов стала проведенная 27 сентября совместная операция МВД и УФСБ Татарстана. В ходе ее удалось освободить похищенного предпринимателя Булата Баязитова. К счастью, живым. О том, каким унижениям и пыткам он подвергался все это время, следователи узнали чуть позже, а сразу же после освобождения Булат был помещен в больницу.


Заложника, по словам начальника Набережночелнинского УВД Файзуллы Хусниева, содержали в одной из квартир города, которая ранее в криминальных сводках как “нехорошая” не фигурировала. Во время освобождения охранявшие Баязитова бандиты оказали милиционерам вооруженное сопротивление, группа захвата была вынуждена применить оружие. Один из преступников был ранен. Всего в ходе операции правоохранительным органам удалось задержать семь человек, в том числе находившихся в федеральном розыске. Все они – “тагирьяновские”.


Во время обыска в одной из “оперативных” квартир изъяты пять бронежилетов, пистолет “ТТ”. Общий арсенал изъятого оружия весьма солиден: 8 автоматов, пулемет, несколько пистолетов, винтовки с оптическим прицелом, взрывчатка, электрошокеры, наручники, а также десятки комплектов милицейской формы – и спецназовской, и гаишной.


По мнению сотрудников правоохранительных органов Набережных Челнов, освобожденный бизнесмен родился под счастливой звездой: он остался в живых лишь благодаря тому, что 16 июля был задержан Эдуард Тагирьянов. Боевики, охранявшие жертву, без указания главаря не решились на самостоятельные действия.


Как выяснилось позднее, дело сдвинулось с мертвой точки только когда следователям удалось разговорить одного из задержанных. Последний дал такие показания: заложники были убиты “тагирьяновскими”, а их тела спрятаны в лесном массиве недалеко от Набережных Челнов. Туда вместе с задержанным выехала оперативно-следственная группа.


Задержанный показал место, где в реке они утопили автомобиль “Toйота” – тот самый, на котором ехали в Казань Виктор Фабер и Наталья Стародубцева. Машину бандиты остановили, переодевшись в милицейскую форму из своих запасов. Водителю объяснили: проводится спецоперация, предъявите документы. Под предлогом, что в документах “что-то не так”, предложили пройти в “патрульную” машину. И… заковали в наручники, надели на голову мешок и увезли в Набережные Челны. По тому же маршруту на другой машине отправили и Стародубцеву. Затем Фабера заставили позвонить на свое предприятие и назвать сумму выкупа.


Как сообщил глава МВД Татарстана Асгат Сафаров, заложники Фабер и Стародубцева были убиты в первые дни после похищения, практически сразу же, как только преступники получили крупную сумму денег.


Найдя в реке машину, следователи вскоре обнаружили и место захоронения трупов Виктора Фабера и Натальи Стародубцевой – на одном из островов вблизи села Соколки Мамадышского района. И Фабер, и Стародубцева были убиты выстрелами в голову…


На острове возле садоводческого общества “Прибрежный” на Каме было найдено еще одно тело – директора по экономике и финансам челнинского ООО “Автомастер” Евгения Корнева, который пропал еще 10 сентября 2002 года. За его освобождение похитители тоже вымогали крупную сумму денег.


Некоторое время спустя – снова признания арестованных, снова найденные трупы. 30 сентября были обнаружены еще два захоронения людей, к гибели которых, по мнению следствия, причастна “тагирьяновская” группировка.


Идет следствие

В настоящее время, ввиду особой важности, дело находится в производстве Прокуратуры республики. Ее работники продолжают находить все больше доказательств причастности ОПГ “Тагирьяновские” к похищениям людей. В настоящее время арестовано более 30 человек – жителей Татарстана, Москвы и Кургана, еще несколько человек находятся в розыске. Правда, основные действующие лица, по утверждению силовиков, уже находятся за решеткой. Стражи порядка считают, что задержанные члены ОПГ “Тагирьяновские” – в основном жители юго-западной части Набережных Челнов. Входили в нее и жители других городов республики, обширные связи группировка имела в России, в странах СНГ.


По словам заместителя прокурора Татарстана Фарита Загидуллина, уже сейчас “имеются основания считать раскрытым целый ряд убийств. Кроме того, есть надежда на раскрытие еще восьми убийств”. По данным следователей, на счету группировки 25 убийств, ряд массовых побоищ и множество изнасилований. При этом в совершении 4 убийств подозревается лично 37-летний предприниматель Эдуард Тагирьянов, которого оперативники называют лидером группировки. Известно также, что на группировку работали курганские киллеры Ямченко (уже задержан), Бобков и Хузин (были объявлены в розыск).


Что же касается арестованного Эдуарда Тагирьянова, то он по-прежнему отказывается признавать себя виновным. По словам московского адвоката Тагирьянова Юлии Авдеевой, ее подзащитный не изменил точки зрения по поводу своего ареста и заявляет о незаконных методах ведения следствия. Его адвокаты направили в суды разной инстанции уже около десяти жалоб.


Зампрокурора Фарит Загидуллин также прокомментировал свое отношение к позиции авторитета: “У Тагирьянова нет склонности к пониманию положения, в котором он оказался. И вообще, органы предварительного следствия не нуждаются в его показаниях. Захочет себе актив заработать, пусть говорит. Доказательств по уголовному делу хватит на сто пятьдесят Тагирьяновых, на то, чтобы он получил по заслугам за злодеяния, которые творил”.


По мере продвижения следствия нарастает сопротивление со стороны обвиняемых, их защитников и иных лиц, причастных к деятельности банды “Тагирьяновские”. В ход идут и провокации. Кстати, о давлении на сотрудников правоохранительных органов, ведущих расследование дела, заявил и министр Асгат Сафаров. По его словам, не исключено, что повестки в суд по этому делу получат довольно известные в республике и стране люди.


Виктор ФаберНаталья СтародубцеваЕвгений Корнев


Прощание с Фабером

1 октября состоялись похороны Виктора Фабера. Гражданская панихида прошла во Дворце культуры КамАЗа. Попрощаться с гендиректором пришло несколько тысяч человек. В связи с трауром на несколько часов была приостановлена работа литейного производства. У закрытого гроба с Виктором Фабером стояли родственники и практически все руководители КамАЗа во главе с генеральным директором Сергеем Когогиным. На похороны Виктора Фабера из Германии прибыли его сын и дочь. Выступавшие говорили о том, что Виктор Фабер проработал на заводе четверть века, начав карьеру простым рабочим, в тяжелые для завода годы сохранил коллектив предприятия и вывел его из кризиса. Не скрывая слез, плакали многие…


Виктора Фабера похоронили на центральной аллее городского кладбища Набережных Челнов. Наталья Стародубцева была похоронена в Казани, где живут ее родители.


“Ждем справедливости!”

Работники Камского автозавода и жители Набережных Челнов направили Президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву и депутату Государственной Думы РФ Олегу Морозову открытое письмо, в котором говорится: “Наказание должно соответствовать преступлениям – быть запоминающимся и жестким. Безнаказанность или мягкие приговоры могут породить новых монстров”. Более четырех тысяч человек, поставивших под письмом свои подписи, требовали “организовать контроль за ходом этих уголовных дел на самом высоком уровне”. Работники автозавода заявляют в письме, что “бандитский беспредел в Набережных Челнах стал настоящим бедствием”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще