Дубровский и компания

Нынешней весной Верховный суд России подтвердил приговор республиканской Фемиды, вынесенный членам преступной группы из Зеленодольска, в правоохранительных кругах получившей название “Банда Дубровского”.

Автор статьи: Роман ОБОЛЕНСКИЙ

Нынешней весной Верховный суд России подтвердил приговор республиканской Фемиды, вынесенный членам преступной группы из Зеленодольска, в правоохранительных кругах получившей название “Банда Дубровского”. Главарь шайки – однофамилец пушкинского искателя справедливости своего литературного “тезку”, увы, не напоминает ни принципами, ни интеллектом, ни даже, простите, личными пристрастиями.


Вместе с компанией таких же отморозков, как и сам, Дубровский отметился в истории татарстанского криминала кровавыми преступлениями. На суде участникам банды вменялось в вину совершение трех убийств, двух покушений, десяти краж и разбоев, двух изнасилований, незаконного лишения свободы, приобретение и изготовление оружия, похищение паспортов. А троим из криминальной компании – еще и бандитизм.


… Банду судимый за кражу зеленодолец Вадим Дубровский, которому тогда не было и 23 лет, только-только освободившись из мест лишения свободы, собрал в начале 2001 года вместе с бывшим сокамерником, ровесником и другом Евгением Зуевым.


Набирали “команду” из числа заключенных казанских и оренбургских колоний, с которыми знакомились во время очередных отсидок. В банду вошли пять уголовников в возрасте 21-27 лет (один из них позже был убит в пьяной драке). В качестве осведомителей использовали людей несудимых. К примеру, большую часть тяжких преступлений “дубровцы” совершили по наводке мясника зеленодольского рынка, ранее в серьезном криминале не замеченного.


Дебютировала банда в феврале 2001 года, напав на валютного маклера, работавшего в Казани в районе ресторана “Маяк”. Не мудрствуя лукаво, три налетчика подкараулили предпринимателя с женой в подъезде, избили обрезками арматуры и отобрали пятьдесят тысяч рублей. Весной того же года компания решилась и на “мокрое дело”. Произошло это так. В апреле бандиты гуляли на даче своего наводчика-мясника. Как водится, спиртное кончилось быстро, а “пикник” только-только начал набирать силу. Компания отправилась в ближайшее село Нурлаты пополнить запасы. Только не думайте, что покупать, – просто высадили окно магазина, набрали выпивки и закуски. И уже на обратном пути мясник-наводчик вспомнил, что в Чувашии, в двадцати километрах от Нурлат, живет его богатый коллега, которого неплохо бы проучить. За что? Оказывается, год назад наводчик приезжал в ту деревню закупать мясо, а жена чувашского мясника выгнала покупателя, порекомендовав искать товар в своей республике. Для подвыпивших и разгоряченных удачным налетом на нурлатский магазин молодчиков “оскорбления” осведомителя оказалось достаточно для убийства.


Приехав в Козыльяры, двое из компании явились во двор “обидчика”. Увидев вооруженных ножами мужчин, хозяин бросился бежать. Его догнали и прикончили несколькими ударами. Жена убитого, на ее счастье, в это время была в Казани. Местью бандиты не ограничились. Поживиться им удалось подержанной бытовой техникой и одеждой: спрятанные в доме семь тысяч долларов бандиты не нашли. Попытались угнать хозяйскую “десятку”, но та никак не заводилась. Пытаясь замести следы, убийцы занесли труп хозяина в коридор и подожгли дом.


Когда корпоративность не в чести

Через месяц преступники захватили заложников. По своим каналам бандиты узнали, что некая их землячка – частная предпринимательница продает квартиру попавшего в тюрьму сына. Говорят, в преступной среде существует определенная “корпоративность”, мол, ворон ворону глаз не выклюет. “Дубровцев” же нисколько не смутил тот факт, что, по ее собственному признанию, женщина решила расстаться с недвижимостью, дабы на вырученные деньги отправлять посылки сыну на зону…


Прежде чем продать жилье, матери заключенного нужно было переоформить квартиру на себя. Некий “друг семьи” вдруг припомнил, что его знакомый Зуев похож на сына предпринимательницы. Роль хозяина квартиры Зуев исполнил с блеском, в нотариальной конторе никто и не заподозрил подмену. “Артисту” заплатили 250 рублей и пообещали еще столько же после продажи квартиры. Этот долг стал причиной следующего преступления.


Некоторое время спустя мнимый сын, прогуливаясь с Дубровским накануне выходных мимо дома “матери”, намекнул главарю: пора бы расплатиться. Решили заглянуть в гости. Дверь подъезда оказалась закрыта, так что визит бандиты нанесли через балкон. Дома оказались хозяйка и ее дочь. Денег у них, как на грех, не оказалось, зато на счете в сбербанке было сто тысяч рублей, и бандиты об этом знали. Твердо решив получить деньги, отморозки объявили о своем намерении остаться у женщин до понедельника. Эти два дня показались женщинам вечностью. Обе они были избиты и изнасилованы…


С утра в понедельник дружки отправились за деньгами, но тут их ждала неудача: время раннее, в кассе оказалось всего 35 тысяч рублей наличности. Получив эти деньги, преступники ушли.


Между тем наводчик бандитов предложил снова съездить в Нурлаты и ограбить тамошних мясников. К делу подошли серьезно: нападение на дом, где проживало весьма много народу, да еще и собак полный двор, Дубровский посчитал неосмотрительным. Выходит, без огнестрельного оружия делать нечего. Револьвером обзавелись в… цыганском таборе.


Подготовившись, налетчики прихватили для усиления еще двух приятелей и отправились в Нурлаты. Но перед “делом” так нагрузились спиртным, что в дороге начали неудержимо засыпать, поэтому решили выбрать объект поближе – ограбить минимаркет в Помарах (Марий Эл). Из магазина в деревне Ачасыры вынесли товаров почти на 30 тысяч рублей.


Некоторое время спустя Дубровскому пришла в голову мысль, что вооружены они слабовато. Один из бандитов вспомнил, что у его приятеля в деревне Башбатман есть автомат Калашникова. Купить? Еще чего! Преступники обокрали приятельский дом и утащили оттуда рацию, оптический прицел, охотничье ружье (из которого позже сделали обрез), попутно прихватив кое-что из одежды.


Нурлатское побоище

В начале июля 2001 года пятеро бандитов все-таки добрались до Нурлат. В ночь на 2 июля на пульт местного отдела милиции поступило сообщение: в одном из домов на улице Малой Красной обнаружены трупы 47-летнего предпринимателя Гумара Бикмуллина и его 24-летней дочери Лейсан со следами огнестрельных и ножевых ранений. С множественными ножевыми ранениями в ту же ночь была доставлена в больницу и жена Гумара Ильсияр. О том, что там произошло, милиционерам стало известно со слов единственной оставшейся в живых пострадавшей…


Дубровский и Зуев залезли в дом мясника через окно. Услышав шум, из комнаты вышел хозяин. Его застрелили сразу. Женщину и ее дочь стали жестоко пытать: подонки хотели знать, где хранятся семейные сбережения. Несчастные отдали бандитам десять тысяч рублей, которые были дома, все золотые вещи, даже кольцо с пальца убитого. Но снисхождения не дождались: Дубровский перерезал горло девушке и несколько раз ударил ножом мать… В полной уверенности, что свидетелей преступления не осталось, грабители отправились по комнатам за добычей. Истекающая кровью женщина (потом врачи насчитали на ее теле тридцать шесть ран) чудом сумела выползти на улицу и добраться до соседей. Обнаружив ее исчезновение, убийцы едва успели скрыться с награбленным.


По следу преступников

На этом деятельность банды закончилась. Вначале милиционеры выяснили, что за неделю до побоища неизвестные выкрали ружье и патроны из дома охотника в Бишбатманах. Из обреза этого оружия, по заключению экспертизы, и было совершено убийство. Затем жена убитого ими мясника опознала Дубровского и Зуева по фотографиям. Они были объявлены в розыск, а в это время отрабатывалось их ближайшее окружение. Затем удалось выяснить, что преступников было пятеро: трое из них ворвались в дом, четвертый стоял на страже, пятый ждал в машине.


Соучастников Дубровского – Басова, Богамова, Волкова Бабушкина задержали быстро, а вот “сладкая парочка” подалась в бега. Позднее выяснилось, что преступники больше месяца скрывались в марийских лесах – жили в вырытой землянке. Идиллию нарушили милиционеры, решившие прочесать лес. Пересаживаясь с электрички на электричку, Дубровский и Зуев отправились к приятелю в Санкт-Петербург, по дороге успев обворовать продуктовый магазин.


Задержали беглецов нижегородские милиционеры. Пассажиры электрички, в которой ехали беглецы, пожаловались милиционерам на двух дурно пахнувших мужчин – мол, нет от этих бомжей спасения, они и за дорогу наверняка не заплатили.


При обыске у мужчин обнаружили украденные в магазине продукты. Кстати, в краже задержанные признались сразу, а вот имена назвали чужие – видимо, рассчитывали получить за пустяковую кражу небольшие сроки и выйти из тюрьмы с новыми паспортами. Не удалось – бандитов опознали и этапировали в Казань.


Наказание для виновных и невиновных

Расследованием дела банды Дубровского занималась татарстанская республиканская прокуратура. По результатам следствия было возбуждено и уголовное дело в отношении сотрудников чувашского угрозыска, которые добились ареста и наказания невиновного человека. Дело в том, что виновным в убийстве мясника из деревни Козыльяры был признан непричастный к преступлению житель Чувашии, за что он получил 17 лет лишения свободы. Приговор ко времени поимки настоящих преступников прошел все судебные инстанции, невинновный человек год провел за решеткой…


В феврале 2002 года материалы дела были переданы в Верховный суд Татарстана, который в ноябре того же года вынес приговор. Организаторы банды Дубровский и Зуев были приговорены соответственно к 25 и 24 годам лишения свободы в колонии строгого режима с конфискацией имущества. Первые семь лет заключения бандитам предстоит провести в тюрьмах. Остальные преступники получили от 9 до 12 лет лишения свободы.


Решение суда не вполне удовлетворило сторону обвинения: представители республиканской прокуратуры требовали для Дубровского и Зуева пожизненного заключения. А вот бандиты пытались добиться снисхождения. В апреле этого года Верховный суд России рассмотрел их кассационную жалобу. В результате из обвинительной части дела было исключено несколько малозначительных эпизодов преступной деятельности рядовых членов банды. Однако на сроках наказания осужденных это не отразилось.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
Еще