Без страховки нынче никак…

Выступления руководителей республиканской ГИБДД на страницах “Республики Татарстан” довольно часты.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

information_items_1347367745

Выступления руководителей республиканской ГИБДД на страницах “Республики Татарстан” довольно часты. И тем не менее вопросов у читателей – и водителей, и пешеходов – меньше не становится. Недавно многим из читателей “РТ” удалось получить ответы на волнующие их проблемы из уст заместителя начальника УГИБДД МВД РТ Масхута Мифтахова во время “Прямой связи”, проходившей в редакции газеты.


М.МифтаховПервой сюда дозвонилась Ирина Воронцова. Как известно, с 1 июля этого года в России, а следовательно, и в Татарстане, вводится обязательное страхование личного автотранспорта.


– Масхут Бахманович, какие меры будет предпринимать ГИБДД к тем, кто не успеет обзавестись страховкой до начала июля? Уже второго июля меня могут оштрафовать, если я буду управлять незастрахованным автомобилем?


– В первую очередь новшество коснется либо покупающих автомобиль, либо тех, кто в июле будет проходить гостехосмотр. Дело в том, что в документах с первого июля появится графа, куда будут вносить номер страхового полиса. А вот к административной ответственности за управление незастрахованным транспортным средством вас могут привлечь с первого января 2004 года. От себя могу сказать, что страхование сегодня необходимо. Машины нынче ой как дороги… Возьмем, например, случай, когда дело касается возмещения ущерба. На моей памяти самое “дорогое” дело – на двести семьдесят три тысячи рублей, когда столкнулись две иномарки. И ни один из участников ДТП платить не хочет, каждый ведет своих свидетелей и всячески доказывает свою правоту. И сами измучились, и людей измучили, и в накладе оба остались. Виновника ГИБДД определила достаточно быстро. Но разве ж ему хочется столько платить! Вот и пошли тяжбы в судах, жалобы в прокуратуру и вообще во все возможные инстанции. А будь оба авто застрахованы, не возникло бы никаких проблем.


При обязательном страховании будут учитываться водительский стаж, возраст водителя, мощность двигателя его автомобиля и еще некоторые параметры. Интересен и такой нюанс: существует так называемый территориальный коэффициент. К примеру, для Москвы он куда выше, чем для Казани. Важную роль играют и “прошлые заслуги” водителя. Допустим, если он задерживался за грубые нарушения, по своей вине попадал в ДТП, размер страхового взноса будет выше, чем у добропорядочного водителя.


– А какую страховую фирму вы можете мне посоветовать?


– Посоветовать… Это же реклама получается! Фирмы, которые будут заниматься обязательным страхованием авто, пока не определены. А те, что работают по части добровольного страхования, вам, наверное, известны. Если есть возможность, оставьте нам свои координаты, мы обязательно сообщим вам название и адрес страховщиков, когда определимся с выбором.


Следующий вопрос – от автолюбителя Айдара Сафина.


– Я по поводу транспортного налога хочу поинтересоваться, – говорит он. – Насколько мне известно, уплатить его я могу до 15 сентября этого года. А с меня потребовали квитанцию о его уплате при прохождении техосмотра уже в апреле. Это правомерно?


– У вас есть право не платить транспортный налог до 15 сентября. Закон о транспортном налоге принят, но отказаться и заплатить позже вы можете. Только особого смысла я в этом не вижу: платить придется через месяц, через два… Не верю я, что уж такую большую роль играют для владельца авто четыреста-пятьсот рублей… Какая у вас машина, если не секрет?


– “Девятка…”


– Два полных бака – вот и сумма транспортного налога. И потом, на станции техосмотра можно уплатить все сразу, “оптом”, таблицы есть – за какое авто сколько платить. А в августе, к примеру, вам сначала за уведомлением в налоговую придется сходить, потом в сберкассе очередь выстоять… Где больше времени потеряете? Все удобства для вас создают, а вы себе сложности ищете. Убедил?


– Пожалуй, да. Я, собственно, не то чтобы против уплаты, а так, из принципа… Не люблю, когда меня заставляют.


– Да никто вас не заставляет! Если уж это вразрез идет с вашими принципами – уплатите налог 14 сентября. Никто вас не накажет и не заставит сделать это раньше!


Уже положив трубку, Масхут Бахманович говорит:


– С одной стороны, взимание транспортного налога для ГИБДД – дополнительная работа. С другой – не стоит отрицать и пользу. Какую? В течение двух ближайших лет должна сложиться реальная картина с автотранспортом в республике: держать утиль в гараже и не ездить на нем становится накладно. Пока считается, что в Татарстане около 698 тысяч единиц автомототранспорта. В России, по данным некоторых СМИ, более 55 миллионов. Хоть эти цифры не с потолка берут, они все равно явно завышены. Сколько там “мертвых душ”? Да, в плане укрепления водительской дисциплины транспортный налог полезен. К примеру, скорее всего отойдет в прошлое система продажи автомобиля по так называемой генеральной доверенности. А то ведь в случае, когда водитель скрылся с места ДТП, найти такого “доверенного” очень сложно. А уж если процедура продажи по доверенности повторилась несколько раз, вероятность отыскать последнего покупателя вообще низкая. А тут кому же захочется платить налог за уже не свою машину? Числиться-то авто будет за первым владельцем, с него и налог потребуют. За рубежом вообще никакие доверенности не практикуются. Купил машину – езди на ней сам. Авто – средство повышенной опасности, как можно передоверять его кому-то?


Дозвонившаяся на “Прямую связь” пенсионерка Лидия Ивановна Селиверстова сетует:


– У нас полный двор брошенных машин. Без номеров, без каких-либо опознавательных знаков… Может ГИБДД помочь нам избавиться от этого хлама?


– К сожалению, пока в республике нет ни автомобильной свалки, ни системы утилизации старых авто. Последняя и в Москве-то появилась года два назад, что уж о регионах говорить. Вам нужно обратиться либо в экологическую милицию, либо – для начала – к участковому.


Автолюбитель Игорь Самсонов обращается к заместителю начальника республиканской ГИБДД не с вопросом, а с советом:


– По центру Казани проехать невозможно. Может, есть смысл как-то ограничить движение по центральным улицам – на манер Лондона?


– Это вы о решении лондонского муниципалитета с 17 февраля этого года сделать въезд в центр города платным? – уточняет М. Мифтахов. – Думаю, у нас это пока не пройдет, хотя проблема становится все серьезнее. Такие меры принимает не ГИБДД. Мы можем реагировать на заторовые ситуации только своими мерами: расставлять посты в местах возможного возникновения пробок, регулировать движение.


Не успевает Масхут Бахманович положить трубку, как телефон звонит снова. На этот раз на проводе Мария Загорская из Казани:


– Я живу на Горках-2, перекресток улиц Зорге и Фучика перехожу каждый день. Так вот, пересечь его невозможно даже на зеленый сигнал светофора: машины не только заезжают на “зебру” – это еще полбеды. Водители частенько вообще не обращают внимания на сигнал светофора и спокойно проезжают на красный свет. Однажды на противоположной стороне дороги я увидела патрульный автомобиль ГИБДД и обрадовалась: наконец-то, думаю, порядок наведут. Но инспекторы даже внимания не обращали на нарушение правил… Я подошла к ним, спросила: “Для чего вы тут стоите?” Отвечают: “Чтобы правила не нарушали”. Но так и не смогли мне ответить, почему же машины едут на запрещающий сигнал.


– Какого числа это было?


– 3 марта в 17.30. Я и фамилии инспекторов записала, и номер машины…


М.Мифтахов прилежно переписывает продиктованные читательницей данные.


– Спасибо за сигнал, обязательно разберемся. С перекрестками у нас проблем хватает. Думаю, кто часто ездит по улице Павлюхина, обратил внимание, насколько меньше стало заторовых ситуаций после того, как запретили левый поворот на улицу Шаляпина. Сегодня решается судьба еще двух столичных перекрестков: на Зорге – проспект Победы со стороны Азино, вероятно, будет запрещен левый поворот, и на перекрестке Амирхана – Ямашева – тоже. На втором перекрестке авто, едущие со стороны рынка, останавливаются в два-три ряда в ожидании поворота. Понятно, что машин скапливается много и они мешают двигающимся прямо. И, конечно, должен быть пост ГИБДД. Например, пешеходный переход возле ДК Кирова: в свое время там всегда стоял пост. Так ведь приучили водителей: и машину ГИБДД здесь уже редко увидишь, а все едут дисциплинированно.


У автолюбителя Николая Парфенова из поселка Джалиль – свои проблемы.


– Мы проходим техосмотр в Альметьевской ГИБДД, – рассказывает он. – Так при прохождении ТО требуют, чтобы водители поменяли техталон с регистрацией по причине изменения названия улицы. У нас кампания такая проходила: улицы переименовывали. И пока перерегистрации нет, авто к техосмотру не допускают. Причем говорят, что оплатить перерегистрацию мы должны за свой счет. Это правильно?


– Нет, неправильно. Спасибо за звонок, разберемся.


На самом деле менять документы и вправду необходимо, но – за государственный счет. В конце концов, вы же не просили переименовывать вашу улицу… Другое дело, если автовладелец место жительства поменял, тут придется платить. В вашем случае требовать с вас деньги за перерегистрацию незаконно.


Воспользовавшись перерывом в звонках, задаю свой вопрос:


– Обычно весна знаменуется появлением на дорогах республики большого числа мотоциклов. Как складывается обстановка в этом году?


– Уже, к сожалению, есть первые жертвы. “Сезон” был открыт 31 марта, еще когда снег не сошел. По статистике ежегодно погибает около семидесяти человек – в их числе и управлявшие мотоциклами, и попавшие под их колеса. Причем всяких рокеров-байкеров мы в расчет не берем: они-то, как правило, ездить умеют и бьются редко. Другое дело, двухколесный транспорт на селе… Удивительно, но относятся сельчане к мотоциклу почти как к велосипеду. На мотоцикл садится кто хочет: умеет ездить, не умеет, есть права, нет прав, исправна техника или не очень – все едино, айда до фермы или до соседней деревни. А возвращаются обычно ночью. Да навеселе… К примеру, не работают габариты на мотоцикле с коляской. Пустяк? Днем – да. А ночью “мелкие неполадки” превращаются в серьезное нарушение, когда до ДТП совсем недалеко. Пешеход не видит коляску и… “Транспорт смерти” эти мотоциклы, ведь любая, самая незначительная авария часто приводит к смертельному исходу.


И – звонок “под занавес”. Водитель Фарид Ишмухаметов жалуется, что на трассе Казань – Боровое Матюшино в предыдущий выходной он насчитал аж пять патрулей ГИБДД:


– Неужели настолько важно, чтобы все крались со скоростью не выше восьмидесяти километров в час по хорошей бетонной трассе в солнечный день?


– Безусловно. Превышение скорости сегодня – самое “популярное” нарушение правил дорожного движения. А среди причин ДТП треть занимает именно эта. В выходные дни автодорога Казань – Боровое Матюшино – одна из самых загруженных, так что число патрулей обоснованно. Теперь насчет хорошей трассы… Дороги высокого качества нужны, это верно. Но и аварий на таких дорогах случается куда больше, чем на проселочных. Обидно, конечно, что снижать скорость до допустимой водителя заставляет не знак и тем более не здравый рассудок или инстинкт самосохранения, а яма на дороге. И разве правильно, что заботиться о вашей жизни и жизни ваших близких, находящихся рядом на пассажирском сиденье, должна только ГИБДД? А как же вы сами?


Записала

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще