Прокуратура Республики Татарстан возбудила уголовное дело по факту незаконной предпринимательской деятельности в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). Пожалуй, это первый случай попытки привлечь коммерсантов за нелегальную работу на международном рынке вооружений.
Как сообщил Интерфакс-АВН, в отношении гендиректора Казанского научно-производственного предприятия (НПП) “Вертолеты Ми” Александра Талова возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных статьей 171 часть 2 УК РФ, – осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии), сопряженной с извлечением дохода в особо крупном размере. Генеральному директору инкриминируется незаконное заключение контракта на ремонт и модернизацию 20 турецких вертолетов Ми-171В, большая часть которых находится на вооружении жандармерии страны. Был период, когда на рынке, который некогда контролировал военно-промышленный комплекс СССР, воцарилась почти вакханалия. После распада Союза торговать предметами вооружения с маркировкой “Made in USSR” бросились все, у кого хватило на это обычного нахальства – от госчиновников различного ранга до средней руки коммерсантов и даже… эстрадных певцов.
К счастью, руководство новой России быстро осознало, что сфера ВТС – это не только большие деньги, но и очень серьезная геополитика. Уже к середине девяностых годов была создана жесткая государственная вертикаль, замыкавшаяся непосредственно на Президента РФ, в которой практически не осталось места для коммерческой вольницы. Сегодня законным правом самостоятельной деятельности на рынке вооружений обладают единственный госпосредник – “Рособоронэкспорт” и ряд крупных оборонных предприятий. И тем не менее попытки “сделать свой бизнес” на запретном международном военно-техническом поле имеют место быть.
В данном случае руководство Казанского НПП “Вертолеты Ми” решило “кинуть” не только государственного гиганта – “Рособоронэкспорт”, но и свою ближайшую родню – вертолетостроительное предприятие “Казанский вертолетный завод”. Имея здравый ум, на подобное пойти невозможно…
Упомянутое НПП хоть и не контора типа “Рога и копыта”, но уж никак не то предприятие, которое способно самостоятельно производить модернизацию вертолетов, да еще за границей. НПП “Вертолеты Ми” когда-то должно было интеллектуально поддерживать производственников серийного Казанского вертолетного завода, но времена изменились, и серийное предприятие давно стало вполне самодостаточным. Каково сегодня предназначение НПП в Казани – непонятно.
Правом на работу с авиационной техникой двойного назначения, к которой относятся вертолеты Ми-171В, по существующему законодательству обладает лишь “Рос-оборонэкспорт”. Именно это предприятие представляло на турецком тендере интересы серийного завода, на котором когда-то были произведены вертолеты и специалисты которого реально могли и могут заниматься ремонтом и модернизацией своих машин.
В тендере принимали участие также профильные предприятия Белоруссии, Венгрии, Казахстана и Украины, главный козырь которых – крайне низкие, можно сказать, демпинговые цены. Однако Казанское НПП “Вертолеты Ми” пало ниже всех и оценило свой модернизационный проект так дешево, что Турция сразу отдала предпочтение ему.
Если у турецкой стороны не возникло вопросов, каким образом будет реализован технически непростой проект модернизации “милевских” машин силами “научного производства” в Казани, то у работников прокуратуры вопросы возникли. Следствие, наверное, во всем разберется, но удар по имиджу России как действительно солидного партнера на рынке вооружений нанесен серьезный. И придется за это отвечать, скорее всего, не только директору Талову…
Сергей ПТИЧКИН.
(“Российская газета”).