Слово о наставнике

Сегодня исполняется 70 лет Николаю Ивановичу Демидову, человеку, снискавшему большой авторитет и известность в нашей республике и стране.

Автор статьи: Шамиль МУЛАЯНОВ

Сегодня исполняется 70 лет Николаю Ивановичу Демидову, человеку, снискавшему большой авторитет и известность в нашей республике и стране. Будучи сначала министром внутренних дел Татарстана, а затем заместителем министра внутренних дел СССР, генерал-лейтенант Н.И.Демидов воспитал и дал путевку в жизнь многим десяткам высококвалифицированных профессионалов, ставших руководителями различных правоохранительных органов, общественными и государственными деятелями. В числе их и Сергей Иванович Кирилов, в недавнем прошлом министр внутренних дел республики, ныне советник министра внутренних дел РТ. Его и попросили мы высказаться в связи с юбилеем Н.И.Демидова.


– По моим представлениям, вы знаете Николая Ивановича не меньше тридцати лет…


– Да, тридцать лет назад я по его рекомендации был переведен из Бугульминского горкома и утвержден инструктором отдела пропаганды и агитации обкома партии, заведующим которого Николай Иванович был в ту пору. А когда в 1978 году он стал министром внутренних дел, то и мне предложил перейти в МВД. По его же рекомендации, когда в 1983 году Демидов уходил на повышение в МВД СССР, мне доверили возглавить наше министерство.


– Давайте вспомним, что Демидовы – фамилия, широко известная в республике…


– Да, в лаишевском селе Среднее Девятово у крестьянина Ивана Герасимовича Демидова родились восемь детей – шестеро братьев и две сестры. И все вышли в люди. Среди братьев Демидовых есть и руководители республиканских органов, и руководители районов. Николай Иванович же среди них – старший и остается для остальных примером во всем: в труде, учебе, понимании долга перед людьми и Отечеством. У него высокая требовательность к себе и подчиненным, умение организовать людей. Вот эта бьющая ключом энергия, способность распознать в человеке его сильные стороны и с максимальной результативностью использовать их во благо общему делу и предопределили, на мой взгляд, его качества харизматического лидера.


Судите сами: уже вскоре после назначения по окончании юридического факультета Казанского госуниверситета помощником прокурора Елабуги Демидов избирается комсомольским вожаком тамошней молодежи. Затем его избирают секретарем Елабужского горкома партии. Не без инициативы и участия Демидова было положено начало созданию музеев Надежды Дуровой, мемориала Марины Цветаевой… После Елабуги Николай Иванович был председателем Нижнекамского райисполкома. То были годы становления флагмана отечественной нефтехимии и самого города, и на плечи молодого предрика легли нелегкие задачи по созданию всей инфраструктуры, жизнеобеспечению громадной стройки. Следующей вехой его роста стало назначение заведующим отделом обкома партии.


– Но, наверное, с наибольшей полнотой потенциал Демидова раскрылся на посту министра внутренних дел Татарстана, который он занимал шесть лет, начиная с 1978 года?


– Совершенно верно! В то время в Казани и ряде других городов поднял голову бандитизм. Дошло до того, что коллективы ночных смен некоторых заводов и фабрик стали отказываться выходить на работу, опасаясь нападения на улицах бандитов. Масштаб бандитизма в столице Татарстана был столь угрожающ, что стал предметом обсуждения на коллегии МВД СССР. Особый страх у населения вызывала банда “Тяп-ляп”, на счету которой были многочисленные убийства, факты насилия, грабежей, разбойных нападений. Николай Иванович начал с укрепления кадрового потенциала, в первую очередь – оперативных служб милиции, кардинального улучшения их взаимодействия. Он сформировал оперативную группу по выявлению и ликвидации участников преступного сообщества. И цель была достигнута: вскоре банда “Тяп-ляп” была обезврежена. Благодаря упорству и настойчивости Демидова, неопровержимости его аргументации суд квалифицировал деяния “Тяп-ляпа” по статье “бандитизм”, которая предусматривает более суровые наказания, чем предполагавшаяся статья об умышленном убийстве. Почему непросто было этого добиться? Да потому, что пришлось опровергать идеологическую догму о невозможности бандитизма в обществе “развитого социализма”…


– А московские страницы жизни Демидова вам меньше известны?


– Почему же… Если помните, тогда небывалого размаха достигли хищения общенародной собственности, и в руководстве союзного МВД была введена должность заместителя министра – начальника главного управления по борьбе с хищениями социалистической собственности (ГУБХСС), на которую назначили генерала Демидова. Вскоре ГУБХСС становится одним из лучших главков министерства. Под руководством Демидова были раскрыты и обезврежены многие преступные организованные группы в Москве, Ростове-на-Дону, Краснодарском крае, Средней Азии, других регионах.


В 1985 году Демидову поручается курирование всего блока оперативных главков, он становится руководителем Научно-технического совета МВД СССР. По его предложению впервые в истории МВД организуется в структуре министерства специальное управление, задачей которого ставится выявление самых замаскированных группировок чисто уголовной и экономической направленности. Позднее на основе этого управления под руководством Николая Ивановича была наработана вся нормативная база и начал функционировать главк по борьбе с организованной преступностью. Он стоял у истоков вступления нашей страны в Интерпол.


– Насколько мне известно, сегодня Николай Иванович ведет большую общественную работу, являясь президентом ассоциации МВД “Щит Чернобыля”. Он участвовал, выходит, в ликвидации последствий той страшной аварии?


– Его лучшие качества с особой силой проявились в те страшные дни мая – июня 1986 года, когда генерал возглавил оперативный штаб МВД СССР в зоне катастрофы. Ликвидаторы вспоминают, что для стиля работы Демидова были характерны полное отсутствие бумаготворчества, всякого рода перестраховочных согласований и увязок, личная ответственность за принимаемые решения и полное доверие профессионалам без какой-либо мелочной опеки. А награждение Николая Ивановича орденом Мужества за подвиг в Чернобыле стало подтверждением проявления им высоких качеств руководителя и человека.


Ему присущи совестливость, порядочность, бескомпромиссное отторжение всего, что в угоду конъюнктуре принижает роль профессионалов, честно исполняющих свой долг. Николай Иванович резко, в суровых мужских выражениях обрывал льстецов, тех, кто заушательски пытался очернить того или иного коллегу.


– А как складывалась судьба Демидова после распада Советского Союза?


– С 1991 года Николай Иванович руководил важнейшими учебными заведениями МВД: сначала Институтом повышения квалификации, затем Академией МВД России. При нем произошло укрепление управленческого профиля вуза, качественное наращивание педагогического и научного потенциала. И не случайно его в 1997 году избрали действительным членом Российской академии естественных наук.


Я от души поздравляю Николая Ивановича с юбилеем и желаю ему доброго здоровья на долгие годы.


Вел беседу

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще