Наркоманы переходят на “подножный корм”

“Конопляная деревенька”
С середины девяностых правоохранительными органами России, а следовательно, и Татарстана, ежегодно проводится всероссийская операция “Мак”.

Автор статьи: Роман ОБОЛЕНСКИЙ

“Конопляная деревенька”

С середины девяностых правоохранительными органами России, а следовательно, и Татарстана, ежегодно проводится всероссийская операция “Мак”. В сезон отпусков милиционеры ищут маковые и конопляные плантации, выявляют и уничтожают очаги стихийного произрастания наркосодержащих растений, изобличают заготовителей незаконных посевов, ликвидируют каналы транспортировки наркотиков.


В нашей республике операция длится с середины мая по начало октября: именно в это время цветет и созревает масличный мак, из которого и готовится злополучная “ханка”. По мнению самих наркоманов, наш, доморощенный, масличный мак по своим качествам значительно уступает опийному, произрастающему в Средней и Юго-Восточной Азии. Но тут уж “чем богаты…” Растет в Татарстане и индийская конопля. Из смолы, выделяемой ее женскими соцветиями, получают гашиш – еще один вид дряни, за которым охотятся милиционеры. К счастью, выращивание мака и конопли у нас не приобрело массового характера, хотя, по словам начальника отдела Управления борьбы с незаконным оборотом наркотиков МВД РТ Фарида Сафиуллина, незаконные посевы этих культур можно обнаружить практически в каждом районе республики.


В последние годы сельские производители “дури” стали намного хитрее и осторожнее. Мак на приусадебных участках выращивают разве уж совсем недальновидные. Другое дело – на лесных опушках. Хотя и здесь до “бабьего лета” доживает редкий куст мака – местные участковые свою работу знают. Как правило, урожай сжигают на корню. Одно плохо – установить владельца маковой плантации удается далеко не всегда.


Есть в Татарстане небольшой населенный пункт, который заслужил неприятное прозвище “конопляной деревеньки” – село Большое Афанасово Нижнекамского района. Коноплю здесь растят с постоянством, заслуживающим лучшего применения. Говорят, уж очень здесь для нее природные условия благоприятны…


“Летние каникулы”

В среде наркоманов их называют “макушниками”. Пока за окном лежит снег, они перебиваются остатками прошлогоднего урожая и с нетерпением ждут прихода тепла. А с начала лета отправляются на деревню к бабушке “поправлять здоровье”. Нет, не деревенским молочком. Многие наркоманы, уже прочно “подсевшие” на героин, летом переходят на более легкие, растительные наркотики. Устраивают себе своеобразные летние каникулы…


Нынешний год знаменателен и тем, что значительно увеличился процент любителей “травки” в общей массе наркоманов. Это у них от безысходности. Прошлый год стал “неурожайным” по части героина, в результате цены на опиаты подскочили в два и более раза. Розничная цена грамма героина достигла 1200-1500 рублей. Поток “белой смерти” стал слабее, зато образовавшуюся нишу мгновенно заполнили марихуана, гашиш и маковая соломка.


Эти наркотики дешевле и гораздо доступнее. При этом многие наркоманы всегда готовы поделиться травяной гадостью с братьями по несчастью. До курьезов доходит. Как можно милиции задержать наркосбытчика? Конечно, при контрольной закупке. Поручить это дело решили новому сотруднику. Привели парня в надлежащий вид, снабдили деньгами, рассказали, как действовать. Минут через двадцать “наркоман” вышел из “аптеки” слегка обескураженный, но с коробкой в руках. “Купил!” – обрадовались коллеги. “Да нет, он как увидел мою трясучку, принес целую охапку маковых кустов и от денег отказался…”. Оказывается, парень так хорошо вжился в роль, что вызвал неподдельную жалость у сбытчика и испортил всю операцию: факт продажи не зафиксирован, значит, и преступление недоказуемо.


Но не все сбытчики такие сердобольные. Прошедшим летом в Московском районе Казани сотрудники УБНОН выявили подпольную лабораторию по изготовлению “ханки”. Наркоман со стажем, успевший полежать на тюремных нарах, плотно сидел на синтетических наркотиках, но в маковый сезон открывал собственное производство. Хватало и для себя, и для друзей-товарищей. Нужно сказать, что товарищей предприимчивый наркоша одаривал особенно щедро – авансом. Мол, лето кончится, запасы иссякнут, придется обращаться за помощью к бывшим клиентам. Нужно заметить, круговая порука в наркосреде развита. Остатками разума больные понимают, что в случае чего поможет прийти в нормальное состояние только ему подобный, кто ощутил все “прелести” дикой ломки.


Сегодня свободно разводить на садовых участках разрешено только декоративный мак, а никак не масличный, который как раз и пригоден для производства наркотиков. Основанием для уголовного преследования является уже просто посадка наркосодержащего растения. Кроме того, наказывается культивирование и возделывание данных культур. Существует определенный реестр мер воздействия на нарушителей закона. Он приведен в сводной таблице заключений, принятой постоянным комитетом по контролю за наркотиками при Минздраве России в 1997 году. Так, если в обнаруженном тайнике наркоты оказалось меньше минимума, обозначенного таблицей, к нарушителю применяются санкции, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, – как правило, это солидные штрафы. Уголовная ответственность наступает при наличии опийного, масличного и других сортов мака – от 20 растений (кустов), конопли – также от 20 растений (кустов), зарослей дикорастущей конопли, многолетнего мака, за которыми установлен незаконный уход, – от 50 растений.


Маршруты “растительной смерти”

Доля доморощенного растительного зелья на татарстанском рынке наркотиков составляет примерно 60 процентов от их общего объема. Оставшийся спрос удовлетворяется привозным товаром. Львиная часть наркокараванов, по словам Фарида Сафиуллина, движется в республику из Средней Азии, Краснодарского края и с Украины (правда, в последнее время украинский поток иссякает).


Заезжие курьеры прозорливы и мобильны. Они первыми сориентировались в меняющейся конъюнктуре черного рынка Татарстана, когда героин начал сдавать позиции, и немедленно заменили порошок южной дурман-травой.


Завозятся наркотики в основном грузовым автотранспортом. Контрабандисты демонстрируют чудеса ловкости и изобретательности, чтобы провести сотрудников милиции. Зелье прячут в бензобаках, его бортуют в колесах, искусно вшивают в сиденье автомашины, маскируют под обшивку кузова, прячут среди груза.


Автомобильный путь – далеко не единственный. Наркодельцы используют самые разные способы транспортировки смертельной продукции. Житель Кыргызстана, например, доставил 3,7 килограмма высококачественного гашиша в обычной посылке, которую послал сам себе в поселок Камские Поляны. На почте его и задержали сотрудники МВД.


А чуть раньше милиционеры ликвидировали устойчивый канал поставки гашиша в Татарстан. Для этого им пришлось внедрить к преступникам своего сотрудника. Оперативник договорился о покупке 850 граммов гашиша (по 140 рублей за грамм). Операция прошла на Казанском железнодорожном вокзале. Встретившись с покупателем, наркоторговцы сообщили ему, что спрятали товар на железнодорожном полотне. Получив деньги, подвели милиционера к тайнику и при передаче наркотика были задержаны. Курьерами оказались двое братьев из Зеленодольска. Гашиш, которым они приторговывали, доставлялся прямиком из Чуйской долины. Привозили “ширево” сначала в Нижнекамск, откуда он распространялся в соседние Альметьевск и Набережные Челны, а оттуда – в Казань и Зеленодольск.


Описанный случай – исключение из правил. Этот способ распространения наркотиков, как утверждает Ф.Сафиуллин, пока еще носит разрозненный и хаотичный характер и никем не контролируется – не в пример героиновому бизнесу, где давно и безраздельно властвует организованная преступность, а сферы влияния и территории поделены между криминальными кланами.


Перевозчики с юга стараются работать без посредников, чтобы не делиться прибылью. Периодически сыщики выслеживают небольшие преступные группы, но те перебиваются в основном мелочевкой. Было, правда, одно крупное дело, нашумевшее на всю страну, когда в 1998 году оперативники разоблачили и ликвидировали сплоченную банду, занимавшуюся доставкой крупных партий марихуаны из Казахстана в Татарстан. У них изъяли десять мешков с марихуаной общим весом 350 килограммов. Чеченец-организатор получил тогда 18 лет, его сожительница из Казани – 13, еще двоим подельникам досталось по 12 лет отбытия наказания в местах не столь отдаленных.


А вот результаты последней операции “Мак”. В ходе ее изъято более 396 килограммов наркотических средств: 117 – марихуаны, 6 – гашиша и 273 – маковой соломки. Всего же оперативники исключили из незаконного оборота 470 килограммов различных наркотиков. Получается, что наркотики растительного происхождения составляют более восьмидесяти процентов в общей массе изъятой наркоты. Вывод напрашивается сам собой: если в последние годы на местном рынке активно обращались в основном опиаты, то сейчас он переживает настоящий бум травяной отравы.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще