Конституционный суд: ограниченный суверенитет есть, его не может не быть

7 февраля Конституционный суд РТ под председательством председателя суда Сайфихана Нафиева огласил свое решение по делу о толковании положений статьи 1 Конституции РТ и уровня суверенитета Республики Татарстан.

Автор статьи: Ильшат РАКИПОВ

7 февраля Конституционный суд РТ под председательством председателя суда Сайфихана Нафиева огласил свое решение по делу о толковании положений статьи 1 Конституции РТ и уровня суверенитета Республики Татарстан.


Напомним, что слушание дела по запросу 29 депутатов Государственного Совета РТ состоялось 11 ноября. В силу наличия различных трактовок части 1 статьи 1 Конституции РТ (“Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан” и являющееся субъектом Российской Федерации. Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан”) парламентарии обратились в Конституционный суд РТ за разъяснением.


Оглашение постановления, которое зачитал председатель суда С.Нафиев, длилось около 70 минут.


Исследовав весь правовой путь, начиная от Конституции ТАССР 1978 года, всенародного референдума, провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан и принятия Конституции РТ в 1992 году, Договора 1994 года “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан”, Конституционный суд последовательно доказал, что Республика Татарстан может обладать суверенитетом. Он выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и в части тех полномочий, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Татарстан, где Татарстан имеет право принимать опережающие федеральное законодательство законы и другие нормативно-правовые акты. При этом суд принял во внимание и постановление Конституционного Суда РСФСР от 13 марта 1992 года (по ходатайству Верховного Суда РСФСР и группы депутатов проверялась конституционность Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года. Тогда требование признать Декларацию не соответствующей Конституции было отклонено). В решении также отмечено, что, являясь неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан, суверенитет республики не обозначает ее выхода из состава Федерации и не затрагивает территориальную целостность России.


Постановление Конституционного суда вступило в силу сразу после провозглашения. Оно окончательное и не подлежит обжалованию.


– Это глубокий документ в смысле проработанности, – сказал сразу после оглашения судебного решения Марат Галеев, выступавший на суде в качестве представителя заявителя. – Я удовлетворен решением и считаю его объективным. Конституционный суд очень глубоко подошел к изучению вопроса, с самых истоков, и последовательно проследил за тем, как развивался процесс в правовом поле России и в соответствии с международным правом.


– Своим решением Конституционный суд подтвердил, что республика обладает самостоятельностью, или, как мы ее называем, суверенитетом, – прокомментировал постановление представитель Государственного Совета в Конституционном суде РТ, председатель парламентской Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики Мидхат Курманов. – Считаю, что те доказательства, которые приведены в постановлении, станут подспорьем Государственному Совету при отстаивании своих позиций в судебном противоборстве с Генеральной прокуратурой РФ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще