Такое чувство, что чуть ли не все россияне сегодня сдают или арендуют квартиры. Понятно, не от хорошей жизни. Кто это делает в первый раз, даже не представляет, на какой риск идет.
Больше всего, конечно, рискуют арендодатели. Опытный маклер привел свою статистику: лишь 20 с небольшим процентов его жильцов оказались беспроблемными, то есть честными. С остальными надо держать ухо востро. Такие фортели выкидывают!
Самая большая головная боль для хозяев, сдающих в аренду свое жилье, – телефонный бандитизм. Около половины всех квартиросъемщиков в Москве обязательно нагревают арендодателей с телефонными счетами. Наговорят на тысячу-другую долларов по межгороду – и ищи ветра в поле. Менеджер агентства недвижимости “Калитаград” Роман Есенников прекрасно помнит бабулю, которая пострадала на три тысячи “зеленых” (таких денег она за всю свою трудовую жизнь не видала!). И ведь предупреждали хозяйку, да она не спешила с контролем: договор с жильцами был заключен на два месяца. А те смылись через две недели, видимо, обсудив все мировые проблемы с собеседниками из США.
Некоторые квартиры специально снимают под переговорный пункт. Стараются найти жилье возле рынков. Покупают хороший радиотелефон с большим радиусом действия и… предлагают торговцам с юга, не отходя от прилавка, переговорить за полцены с родней и друзьями-джигитами. Набегает приличная сумма.
Другая проблема – сроки проживания. Скажем, заключается договор с хозяином на полгода, а квартирант поживет месяц и съезжает. Хозяевам приходится давать заявку на другого. Пока его ищут, квартира простаивает, а это потеря денег.
– Случается, конечно, и наоборот, и гораздо чаще, – рассказывает Роман. – Срок контракта закончился, а арендаторы съезжать не собираются, денег платить – тоже. Врезают в двери новые замки, чувствуют себя хозяевами. Попробуй высели, особенно если противостоят наглецам старики-пенсионеры.
Очень распространена афера, когда снимает один человек квартиру по поддельному паспорту и тут же пересдает ее нескольким другим.
До того, как стать директором по маркетингу агентства недвижимости “Инком”, Сергей Елисеев работал в одном московском РУБОПе.
– И вот однажды к нам поступила такая информация: в одной из квартир Юго-Восточного округа чеченцы держат заложника, – рассказывает он. – Мы выезжаем со спецназом, берем квартиру штурмом, а там оказываются не чеченцы, а турки. Когда начали разбираться, выяснилось, что заложник все-таки был хозяином квартиры. Некоторое время назад он сдал свою “однушку” молодцу, а тот, поставив себе штамп в поддельный паспорт, нашел в Банном переулке на смену себе сразу трех клиентов. С интервалом в час показал всем квартиру, получил предоплату за шесть месяцев, вручил ключи и благополучно исчез. Естественно, все жертвы обмана встретились у дверей. Турки одержали в потасовке победу, заселились, а настоящего хозяина оставили с собой на тот случай, если найдутся еще желающие с ключами.
Редкий случай: мошенника поймали. Оказалось, за пару недель он умудрился провернуть около двух десятков подобных сделок. Оцените размах! “Бизнесмен” на пять лет решил жилищную проблему, перейдя за колючую проволоку, но сколько его собратьев промышляет по городам и весям.
Следующая опасность для хозяина арендуемой квартиры – вывоз мебели, холодильников, техники. Не гнушаются и таким сомнительным добром, вычищая квартиру до девственных стен. Были случаи, когда увозили даже сантехнику. Да так виртуозно, что соседи не замечают. Закон, кстати, защищает всех пострадавших от нечестных арендаторов. Таких, по подсчетам сотрудников “Калитаграда”, более семидесяти процентов. Вот только служители закона вмешиваются в так называемые “экономические” конфликты неохотно, всячески отбиваясь от возбуждения следствия: это, дескать, бизнес, а в бизнесе всегда есть место риску.
Особая опасность – от милых и скромных девушек, рассказывающих про экзамены в институте и тяжелое экономическое положение на Украине. Действительно, абитуриентки сегодня большая редкость. Куда чаще хозяева вручают ключи начинающей “ночной бабочке”, приехавшей покорять Москву или Питер. Ни один психолог не в состоянии разглядеть под потупленными ресницами истинные намерения девиц. А потому риск превращения скромной двухкомнатной квартирки в конвейер удовольствий со всеми вытекающими последствиями огромен.
Грех делить людей по цвету кожи и разрезу глаз, но здесь свои тонкости. Пустить гостей с Кавказа – заранее обеспечить шум, гвалт и постоянные милицейские проверки. А в худшем случае – вопросы про героин или стволы, найденные в твоей квартире.
Еще в одном сданном жилье китайцы оборудовали подпольную пошивочную мастерскую. Вывозили из Китая под видом сырья полуфабрикаты и здесь соединяли детали. Днем и ночью у них, не замолкая, стучали машинки. Соседи чуть с ума не сошли, месяц с жалобами обивали пороги. Вьетнамцы – не меньший кошмар для хозяев и соседей. К неприхотливости их (10-15 человек в одной комнате для них не проблема) надо прибавить кулинарные таланты: запахи расплываются на 17 этажей.
А, собственно, кто остается? Кому со спокойным сердцем доверить ключи? Мечта всех хозяев – отставной одинокий полковник или француз-менеджер, участвующий в становлении российского капитализма. Но разве такого контингента на всех хватит? Вот и получается: весь этот бизнес – сплошные нервы. Почти безвыигрышная лотерея. В подтверждение этого грустного тезиса еще одна история.
Некий москвич сдал свою дорогую трехкомнатную квартиру с антикварной мебелью двум англичанам. Очень уж приятное впечатление те на него произвели, да и торговаться не стали: две тысячи долларов в месяц? Пожалуйста! Увы, гости с Альбиона оказались геями. Они люди приятные, но со страстями. Очередная вечеринка кончилась пожаром. Экспертизы, следователи, а друзей и след простыл, вернулись в свои туманные края. Получить с них компенсацию оказалось сложнее, чем добиться выдачи опального олигарха Березовского…
Самое интересное, что истории эти типичны, но бум на рынке арендуемого жилья только нарастает. Недаром все-таки эта игра с револьвером зовется русской рулеткой!
Е.АРТЕМОВ.
(“Деловой вторник”).