Безопасность – задача непреходящая

Сегодня органам безопасности России исполняется 85 лет.

Сегодня органам безопасности России исполняется 85 лет. Дата, хоть и не попадающая в разряд официальных юбилеев, но значительная, побуждающая и к осмыслению пройденного пути, подведению итогов, и к размышлениям о перспективах. В канун этого события нашим собеседником стал начальник Управления Федеральной службы безопасности РФ по Республике Татарстан генерал-майор Александр Гусев.


 


– Александр Петрович, современный мир быстро меняется. А как адаптируется к переменам ваша служба? Какие задачи стоят перед Управлением ФСБ по Татарстану сегодня?


– Главная задача – развиваться вместе с нашим обществом, совершенствовать свою работу, практику взаимодействия с другими спецслужбами и правоохранительными органами. Это объективный и необходимый процесс.


Да, за последние годы мир сильно изменился. У всех стран, независимо от политического строя и существующих отношений, появился общий враг – терроризм. И оказалось, что в одиночку противостоять ему крайне трудно. Террористические организации обладают большими средствами, людскими ресурсами, используют в своей преступной деятельности последние достижения науки и техники. Нередко они пытаются представить свои действия как элемент национально-освободительного движения и кое у кого находят сочувствие. ФСБ России принимает ответные меры – достигнуты соглашения о совместной борьбе с терроризмом с рядом зарубежных стран, вносятся изменения в законодательство. Последовательно проводится контртеррористическая операция в Чеченской республике. В этой работе участвуют и сотрудники нашего управления.


Убежден, что Федеральная служба безопасности будет и впредь укрепляться, обогащать опыт, устанавливать тесные деловые отношения с другими субъектами борьбы с терроризмом.


– Насколько, на ваш взгляд, эффективна борьба с терроризмом в России, в Татарстане? На этот счет существуют полярные мнения. В том числе считается, что спецслужбы небогатой России не в силах в полной мере противостоять терроризму и в профессионализме уступают коллегам из США, Израиля…


– Конечно, преждевременно подводить какие-то итоги. Что касается Чечни, то сейчас можно говорить о прекращении доминирования незаконных вооруженных формирований в этой многострадальной республике. Но здесь процесс нормализации правового пространства будет продолжаться еще долго. И все же боевики проигрывают, а это, если хотите, – полновесный вклад России в борьбу с международным терроризмом. И мнение мирового сообщества уже не столь полярно, постепенно смещается к безусловной поддержке контртеррористических мероприятий, проводимых в нашей стране. Об этом, в частности, говорит тот факт, что в текущем году в Казани ФСБ России совместно со спецслужбами США и Канады проводила совместные контртеррористические мероприятия, в которых участвовали и сотрудники нашего управления.


В этом году нам удалось достичь еще одного положительного результата. Как вы знаете, 28 ноября Верховным судом республики вынесен приговор последнему из группы диверсантов, совершивших подрыв магистрального газопровода в 1999 году. Рамазан Ишкильдин был задержан азербайджанскими пограничниками и в короткий срок экстрадирован в Россию. В этом я вижу не только добрую волю азербайджанских властей, но и выросший авторитет нашей страны на международной арене.


Что же касается профессионализма, то он не всегда зависит от материального обеспечения. К слову, уже не первый год правоохранительные органы России финансируются в необходимых объемах. А что до результатов, то они налицо: осуждение кукморских диверсантов – это типичный результат работы ФСБ. Почти всех террористов разыскивают, виновных осуждают, люди это видят и понимают: наказание неотвратимо. Есть ли такие же результаты у иностранных спецслужб? Далеко не всегда…


– Какую задачу, кроме борьбы с терроризмом, вы бы назвали наиболее важной?


– В обиходе граждане называют нас контрразведчиками, и они, в сущности, правы. Все мы, вне зависимости от служебной специализации, в первую очередь призваны бороться с иностранными разведками и охранять секреты нашего государства. Конечно, говоря о достижениях в этой области, мы вынуждены быть сдержанными, ведь контрразведывательные операции длятся годы и десятилетия, это в основном работа стратегического характера.


В то же время о многих результатах нашей деятельности общественность узнает из сообщений СМИ. Так, в этом году совместно с МВД и под руководством республиканской Прокуратуры закончены оперативные разработки ряда организованных преступных сообществ, члены которых уже привлечены к уголовной ответственности.


По-прежнему большой проблемой остаются незаконное распространение и контрабанда наркотиков. Так сложилось, что Татарстан находится на пересечении транзитных путей их транспортировки из государств Средней Азии. Благодаря совместным усилиям всех правоохранительных органов республики удалось значительно снизить активность наркоторговцев: в этом году была изъята крупнейшая партия героина – 54 килограмма. Под руководством Кабинета Министров РТ принят и ряд профилактических мер, однако хотелось бы большей активности со стороны общественности в этом вопросе. Ведь окончательно покончить с наркоторговлей удастся лишь тогда, когда не будет потребителей смертоносного зелья.


Управление достаточно активно работает и по охране конституционных прав граждан. В этом году к уголовной ответственности по нашей разработке был привлечен житель Чистополя, совершивший незаконное прослушивание телефонных переговоров. Остается актуальной проблема борьбы с заведомо ложными сообщениями о террористических актах. Так, нами был задержан гражданин Азербайджана, годом ранее позвонивший в казанский аэропорт и сообщивший, что там заложена бомба.


– Ушел в прошлое “железный занавес”, Россия и Запад оказывают друг другу помощь в борьбе с терроризмом и контрабандой, немало говорится о международном сотрудничестве. Много ли у нас осталось секретов, которые нужно охранять?


– Во-первых, говорить об отсутствии секретов в экономике Татарстана неправомерно. По-прежнему существуют предприятия оборонного комплекса, крепко стоящие на ногах, они все чаще применяют новые отечественные технологии. Наша страна вновь вышла на второе место в мире по торговле современным оружием, часть которого производится в республике. Кроме того, Татарстан сам по себе занимает важное стратегическое положение. У нас есть данные о том, что разведывательные устремления спецслужб ряда стран сохраняются. С учетом некоторых особенностей политического статуса Татарстана активизировалась разведывательно-подрывная деятельность спецслужб стран Ближнего и Среднего Востока, а также Индокитая. Только в 2002 году в Татарстане в составе официальных делегаций побывало около 20 разведчиков. В первую очередь их интересуют наши научно-технические разработки, отдельные перспективные виды вооружений.


В соответствии с законом о государственной тайне мы используем все возможности для контроля и последующего информирования органов власти о ситуации в данной области. Всего за год в рамках работы Межведомственной антитеррористической комиссии было проведено более 80 проверок объектов промышленности и жизнеобеспечения, деятельность которых связана с документами секретного характера. Получены достоверные данные о причастности пяти иностранных граждан к деятельности иностранных спецслужб и неправительственных подрывных организаций. Эти граждане выдворены из страны, въезд в Россию для них закрыт.


– В ноябре информационные агентства сообщили, что в США на базе нескольких силовых структур создается единая суперспецслужба, которую тут же окрестили “американским КГБ”. Что это, по-вашему, эксперимент или признание эффективности прежнего, советского КГБ?


– На мой взгляд, это делается в целях объединения усилий для борьбы с международным терроризмом. До 11 сентября Америка не сталкивалась с такими крупными терактами на своей территории, но они произошли, и теперь принимаются соответствующие меры.


– В прошлом было принято считать, что КГБ – это “государство в государстве”, практически не подотчетная никому организация, работающая самостоятельно, “старший брат” других правоохранительных органов. Какое место ФСБ занимает сейчас?


– Деятельность нашей структуры в первую очередь регламентируется Конституцией, законами РФ о Федеральной службе безопасности и об оперативно-розыскной деятельности. Мы подотчетны депутатскому корпусу, наша деятельность проверяется различными контролирующими организациями, в первую очередь – прокуратурой.


Что касается роли и места ФСБ, то большую часть мероприятий мы проводим совместно с другими правоохранительными органами и силовыми структурами – прокуратурой, МЧС, налоговой полицией, милицией. К примеру, в этом году совместно с МВД Татарстана изъято из незаконного оборота значительное количество наркотиков и 16 тысяч литров спирта. Наши сотрудники принимали активное участие в совместных операциях “Вихрь-антитеррор” и “Караван-авто”. Совместно с МЧС проводились учения по ликвидации последствий возможного теракта. Мы рады, что между руководителями и сотрудниками силовых ведомств республики установились хорошие деловые, а порой и дружеские отношения.


– Общественность рисует себе образ сотрудника ФСБ как сильного, мрачного и недоверчивого мужчины средних лет, даже в жару одетого в серый пиджак и галстук. Насколько это соответствует действительности?


– Вообще-то на службу в ФСБ попасть непросто, существуют строгие критерии отбора, и потому к нам попадают лучшие из лучших. Предпочтение отдается молодым, интеллектуально и физически развитым людям, состоявшимся в прежней, мирной профессии, имеющим крепкие семьи. Но ничто человеческое нам не чуждо. Например, у нас работает много женщин, а они молоды, красивы, часто улыбаются. Да и от мужчин специфика работы требует умения находить общий язык с разными людьми, а мрачному человеку это, согласитесь, делать трудно.


Что касается одежды, то хотя мы и ходим в гражданском, но стараемся придерживаться делового стиля, принятого во всех государственных учреждениях. Это удобно.


А из профессиональных качеств у нас прежде всего ценится умение запоминать большой объем информации, анализировать ситуацию, принимать взвешенные решения. Не случайно большинство наших молодых пенсионеров бывают востребованы в качестве административных работников различного ранга, некоторые успешно занимаются бизнесом, наукой.


– Вернемся к теме профессионального праздника. Что вы скажете своим сотрудникам, как их поздравите?


– Конечно, пожелаю успехов всем сотрудникам, ветеранам органов безопасности и всем гражданам, которые помогают нам в раскрытии преступлений и охране секретов. Думаю, нас придут поздравить представители других правоохранительных органов, они тоже скажут добрые слова. А потом состоится праздничный концерт для сотрудников управления и членов их семей, после которого начнется вечер отдыха. Но некоторые и в этот день будут работать – такова специфика нашей службы.


Э.ИСМАГИЛОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще