25 июня в Москве состоялось очередное заседание Комиссии при Президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между разными уровнями власти (федерального центра, субъектов РФ и местного самоуправления). На этот раз речь шла о расходных функциях в межбюджетных отношениях, и на заседание были приглашены представители органов государственной власти субъектов Федерации, в том числе начальник Государственно-правового управления Президента РТ Раиса Сахиева, заместитель министра финансов РТ Алексей Шишкин и председатель Комиссии Государственного Совета РТ по бюджетно-финансовым вопросам Илсур Сафиуллин, который ответил на вопросы агентства “Татар-информ”.
– В центральной печати прошла информация, что комиссия Дмитрия Козака уже завершила свою работу.
– Это не так. Проведенный комиссией анализ действующего федерального законодательства, регулирующего предметы исключительного ведения Российской Федерации, показал, что в ряде федеральных законов и иных правовых актов содержатся нормы, возлагающие на региональные и местные бюджеты обеспечение финансовыми средствами расходов по предметам исключительного ведения Российской Федерации. Устранение же имеющихся противоречий возможно путем внесения соответствующих изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты. Соответствующие предложения комиссией Д.Козака подготовлены.
Предполагается, что работа комиссии (а именно исходя из ее рекомендаций будут окончательно уточнены вопросы исключительного и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов) завершится только после принятия и утверждения Концепции реформирования межбюджетных отношений. Следующим же этапом станет внесение соответствующих изменений и дополнений в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации. Но, скорее всего, это произойдет не раньше 2004 года.
Комиссия Д.Козака сейчас как раз и решает, какие законы с какими уровнями власти соотнести: где-то оставить в исключительном ведении федерального центра, где-то делегировать полномочия в регионы или целиком передать их субъектам и местному самоуправлению. Министерству финансов России дано поручение до сентября подсчитать, какие доходные источники могут быть переданы на места. На заседании же были представлены некоторые “пилотные” законопроекты, направленные на внесение конкретных поправок в нормативные правовые акты с целью уточнения системы обеспечения финансами расходов по предметам исключительного ведения Российской Федерации.
Между тем главная проблема заключается в том, что при разделении расходных функций пока не поднимается вопрос о разделении доходных полномочий.
По действующему законодательству все налоги устанавливаются федеральными законами, регионы не вправе устанавливать собственные налоги. Но в случае передачи части полномочий Центра в ведение субъектов РФ, мне кажется, было бы разумно поделиться и частью полномочий по доходной части, например, разрешить устанавливать местные налоги в рамках соответствующих полномочий. Пока же получается, что расходные полномочия есть, а доходных – нет. И не надо бояться того, что на местах налоги могут оказаться неподъемными – скажем, для тех же предпринимателей. Скорее наоборот, произойдет некоторое снижение общеналогового бремени. Ведь субъекты начнут в этой части между собой конкурировать, ибо предприниматели будут работать там, где налоговые условия лучше. Это приведет к стимулированию предпринимательства. Впрочем, ниже определенного уровня опускать налоговую планку субъекты тоже не смогут: собственные расходы не позволят это сделать. Другими словами, передача таких полномочий на уровень субъектов и местного самоуправления должна привести к саморегуляции и оптимизации налогов.
На мой взгляд, следует расщепить существующие налоги на три части – федеральную, региональную и местного самоуправления. Скажем, если НДС составляет 20 процентов, то можно сделать так, что десять из них устанавливает Центр, а до пяти процентов – на свое усмотрение – могут устанавливать субъекты и органы народовластия.
На заседании также рассматривался вопрос об упразднении целого ряда законов, которые финансово не обеспечиваются. Речь идет о так называемых нефинансируемых федеральных мандатах. Эти законы, принятые, как правило, из популистских целей, из года в год не подкрепляются деньгами, и их действие ежегодно приостанавливается законом о бюджете. Комиссия готовит предложения по отмене таких законов.
– Не говорилось ли на комиссии о том, чтобы до внесения всех наработок в виде законопроектов в Государственную Думу передать их в регионы, чтобы в самих субъектах РФ могли с ними ознакомиться и внести в случае необходимости свои предложения?
– До сентября предполагается провести заседания на уровне федеральных округов с участием руководителей субъектов Федерации, чтобы они еще раз рассмотрели все спорные моменты и могли внести свои предложения.