Недавно в Буинске был торжественно открыт памятник милиционерам, защитившим город от двух дезертиров, убивших здесь шестерых человек. Об этих событиях, которые происходили в конце зимы, писали и говорили в свое время очень много. Возвращаясь к ним сейчас, хочется прежде всего отдать должное подвигу милиционеров…
…Пожилая женщина, которую встретили на одной из улиц Буинска, на наш вопрос о происходивших здесь февральских событиях испуганно отшатнулась:
– Э, индэ! Шайтаны ведь это, о шайтанах зачем говорить?
Да, многие в маленьком Буинске, где испокон веку дружно жили русские, татары и чуваши, так и не смогли ни осознать до конца, ни примириться с происшедшим. Образ дьявола, вытащенный из глубин подсознания, оказался более понятным, чем необъяснимая жестокость двух двадцатилетних десантников, сбежавших из своей части с оружием в руках.
От расположенного на краю Буинского района КПМ “Восток” до Ульяновской области – рукой подать. Когда мы приехали туда рано утром, железный мост, как бы отделяющий нашу республику и соседнюю область, мирно просвечивал сквозь легкую туманную дымку. Тишина и спокойствие казались вечными спутниками этого места.
Тогда, 4 февраля, здесь тоже ничего не предвещало трагедии.
В 2 часа 40 минут на освещенную площадку перед КПМ въехала белая “девятка”. Остановилась… и покатилась с заглохшим двигателем назад. Наконец водителю все-таки удалось завести машину, и, не обращая внимания на сигнал инспектора остановиться, он рванул в сторону Буинска.
Многие потом укоряли милиционера, бросившегося за двумя вооруженными людьми в погоню: “За преступниками, без автомата…” Но мог ли Ильнур Хайруллин тогда предугадать, чем закончится это преследование? Это сейчас, после всех событий, мы знаем, как надо было поступить инспектору. А тогда он, не теряя ни минуты, на случайном автомобиле вместе с двумя друзьями стал преследовать очередного, как он вполне мог предположить, “махнувшего” стакан нарушителя.
Ильнур Хайруллин, 1978 года рождения. Инспектор ДПС, младший сержант милиции. Судьба не баловала этого парня. Сразу после рождения мать отдала малыша в детдом, откуда его затем перевели в Буинскую школу-интернат. Служил в Чечне, вернувшись из армии, пошел в милицию. Ильнур был тем самым милиционером, который задержал на том же КПМ “Восток” посланные МВД РФ и прошедшие фактически пол-России грузовики с муляжами взрывчатки. Он был женат, воспитывал дочь. Провожать Ильнура в последний путь пришла вся деревня Мещеряки, которую он считал своей второй родиной.
Ильнур догнал нарушителей уже километра через три, на выезде с ближайшей заправки. Он и его добровольные помощники едва успели выйти из машины, как были встречены огнем из двух автоматов. Вместе с Хайруллиным погиб и один из гражданских. На месте их гибели и сейчас лежат свежие цветы.
Сопровождающий нас начальник милиции общественной безопасности Буинского ГРОВД подполковник Наиль Гайнатуллин морщится, как от зубной боли:
– Я понимаю: у десантников выучка – стреляй первым, а то убьют тебя. Ну ладно – по милиционеру. Но по гражданским-то зачем?
Один из тех двух друзей в живых все-таки остался. Спрятавшегося водителя бандиты в военной форме затащили в салон его машины – они, видимо, просто плохо водили легковые автомобили. Хозяин “девятки” на заправке не только испортил систему зажигания автомобиля, но и сумел сбежать. До Буинска оставался всего километр, и пока сбежавший заложник огородами добирался до ближайшего телефона, одетые в камуфляж десантники пошли к районному центру пешком.
Последнее обстоятельство оказалось роковым для экипажа вневедомственной охраны, который патрулировал объездную дорогу у Буинска. По ориентировке милиционеры должны были задержать “девятку”, которая всего лишь не подчинилась приказу остановиться. А им навстречу из темноты вышли двое в камуфляже и, не отвечая на вопросы, открыли огонь из автоматов…
Рашит Шарафутдинов, 1965 года рождения, капитан милиции, дежурный при Буинском ГРОВД. Служил в Афганистане, в милиции с 1988 года. Жена, сын и дочь. Погиб, сжимая в руке пистолет.
Водитель, сержант милиции Олег Козин и контролер отдела вневедомственной охраны Владимир Лихоманов получили тяжелые ранения, капитан милиции Рашит Шарафутдинов был убит. То же самое ожидало и
В. Лихоманова – со словами “прости, братан” один из бандитов выстрелил ему в голову. Но и этот выстрел, к счастью, смертельным не стал.
Преступники сели в милицейскую “шестерку”, предварительно вытащив из нее, как они были уверены, трупы, но и тут показали себя неумелыми водителями. Проехав километр, машина залетела в кювет. Тогда дезертиры попытались остановить выстрелами встречный грузовик, но шоферу повезло – сумел, прибавив скорость, уйти от смерти. Он и сообщил о двух военных, выпустивших очередь из автомата, все на тот же КПМ “Восток”.
Оттуда, с объездной дороги, по железнодорожным путям преступники направились на станцию Лащи с явной целью сесть на поезд в Казань.
…Странное дело: перечитывая материалы этого дела, я легко представлял подробности последнего боя с “шайтанами”, хотя до этого ни в Лащах, ни в расположенном по соседству Черки-Гришине никогда не был. Но когда начальник МОБ Буинского ГРОВД привез нас на станцию и стал рассказывать, как развивались здесь события, поверить сразу ему… не мог. Слишком уж мирной выглядела эта тропинка, ведущая мимо разросшихся тополей к маленькому, словно игрушечному домику станции. Слишком мало, казалось, тут места для убийства четырех человек. Но все-таки именно здесь, рядом с короткой улочкой, которая и составляет поселок энергетиков Лащи, произошел этот бой.
Почему-то в этот момент вспомнилась за душу берущая песня: “Позови меня тихо по имени, ключевой водой напои меня… Позови меня, тихая родина…” Защищая именно такую, малую, тихую родину, погибли здесь бойцы опергруппы Буинского ГРОВД.
Гамиль Загрутдинов, 1965 года рождения, капитан милиции, старший участковый уполномоченный Буинского ГРОВД. В милиции – с 1987 года. Жена, трое детей. Жил в деревне Нижний Наратбаш. Обслуживал одновременно деревни Кильдуразы, Черки-Гришино, Черки-Дюртюли, станцию Лащи. Незадолго до трагедии ему за добросовестное отношение к работе администрация колхоза “Коммуна” выделила служебную автомашину.
Шамиль Абдрахманов, 1972 года рождения. Младший лейтенант милиции, оперуполномоченный группы по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции. В органах внутренних дел – с 1998 года. Вечером, во время распределения по постам, сам попросился в сторону родной деревни – Верхний Наратбаш. Объяснял это тем, что хорошо знает местность, не хочет, чтобы пострадали его односельчане.
Азат Шайдуллин, 1981 года рождения. Лейтенант милиции, оперуполномоченный отдела уголовного розыска Буинского ГРОВД. В милиции – с 2001 года. На вечерний сбор прибыл заранее, боясь, что его оставят в резерве.
В очередной раз выехав на станцию, откуда поступило сообщение о появлении двух беглых десантников, милиционеры буквально наткнулись на них. Один вышел им навстречу с поднятыми руками, якобы сдаваясь. А другой тут же стал “поливать” милиционеров из автомата, зацепив при этом и своего напарника. Позже его, как и всех остальных, он добил “контрольным” выстрелом в голову. Какое-то время после этого дезертир еще колобродил, пытаясь скрыться, по поселку, но затем убил уже сам себя…
На трагедию буинцы откликнулись незамедлительно. И предприятия, и частные предприниматели присылали деньги – кто сколько сможет, чтобы помочь семьям погибших.
Встретившийся с нами глава Буинска и района Аглям Садретдинов первым делом сказал:
– Мы этих людей не оставим. Благо и со стороны Правительства, и со стороны МВД ни в чем отказа нет. Семье погибшего Загрутдинова уже выделена квартира. Другие семьи погибших также получили пособия либо на покупку квартиры, либо на ремонт своего сельского дома. По 30 тысяч рублей им было выделено единовременно уже в день похорон. Под опеку взяты и вдовы, и родители, и дети погибших. Всех ребят выучим, на ноги поставим. Руководителям хозяйств дано указание оказывать им любую необходимую помощь…
Глава как может помогает местной милиции, планирует значительно укрепить КПМ “Восток”.
– Я бы им дополнительно и оружие прикупил, да, говорят, не положено, – сокрушается он.
В день похорон, как и впоследствии на открытие памятника, на кладбище пришел весь Буинск. В погибших здесь видели прежде всего своих защитников и отдавали им последнюю дань уважения.
Следствие по этому делу завершено. Но вопросов, связанных с трагедией, и сейчас много. Как, например, в элитных десантных войсках оказался судимый призывник? Официально никто на этот вопрос не отвечал. Однако, по слухам, все было просто: когда на призывника из Татарстана в коридоре военкомата наткнулся “купец” – офицер из Ульяновской десантной части, он, восхитившись спортивным видом парня, сумел заполучить его. Впрочем, не меньше удивления вызывает и тот факт, что пензенский подельник татарстанца оказался законченным наркоманом.
В этой статье не названы имена и фамилии убийц – для них, шайтанов, это было бы слишком большой честью. Герои здесь те, кто честно выполнил свой долг.
Случившееся в Буинском районе стало поводом для внеочередного заседания Совета безопасности республики, где было принято решение о создании специального подразделения по борьбе с терроризмом. Укрепили и Буинский ГРОВД. Жизнь вроде бы вошла в прежнюю колею, но остается вопрос: может ли подобное повториться? И дело даже не в том, как смогут ответить на очередные вспышки немотивированного насилия силовые структуры, а в том, насколько вероятны они впредь?
Увы, перспективы не радуют. Реальность такова, что уже выросло поколение, воспитанное на западных кинобоевиках, пропагандирующих культ силы, жестокость, а отнюдь не человеколюбивые отношения между людьми. Приметой времени стали всплеск преступности, захлестнувшая общество волна наркомании. Дают о себе знать социальные контрасты.
Кануло в Лету системное и, как сейчас оказывается, эффективное военно-патриотическое воспитание молодежи. На ситуации сказывается и общая обстановка в армейской среде: недокомплект офицерского состава, падение престижа воинской службы… Приходится признать – на месте прежней, порушенной системы ценностей возникла совершенно новая. Добиваться желаемого не умом, а силой, делить весь мир на “правильных пацанов” и “лохов” для многих представителей сегодняшней молодежи легко и нормально.
Увы, не в первый раз, да и – не надо быть оракулом – не в последний бегут из частей солдаты с оружием в руках. Такие случаи – лишь зримое проявление последствий системного кризиса, поразившего общество.
В Буинске до сих пор, спустя уже несколько месяцев, на местах гибели милиционеров, а теперь и возле памятника в их честь лежат свежие цветы. Буинцы хранят в сердцах искреннюю благодарность своим землякам, противопоставившим злу верность долгу и мужество. Их сыновьям есть с кого брать в жизни пример.