Чужих здесь не любят

Скинхеды избивают, калечат, убивают людей.

Скинхеды избивают, калечат, убивают людей. Милиция говорит, что национальная рознь здесь ни при чем. При этом начальники из МВД выражают обеспокоенность “ростом националистических настроений в молодежной среде”. Но преступления бритоголовых – всего лишь симптом болезни, которой поражено общество.


В Москве активизировались бритоголовые. 5 марта несколько десятков скинхедов избили в метро сенегальца. В ночь на 6 марта бритоголовый обстрелял двоих азербайджанцев из самодельного пистолета. 9 марта двое скинхедов избили двух студентов из Шри-Ланки. 24 марта бритоголовые, вооруженные ножом и палкой, покалечили азербайджанца. 29 марта пятеро скинхедов убили азербайджанца. Московская милиция, правда, отрицает принадлежность преступников к молодежной группировке бритоголовых. Однако внешний вид юных экстремистов говорит о другом: все они одинаково пострижены и одеты в своего рода униформу. Но их выходки – лишь верхушка айсберга, важнее разобраться в причинах явления, тем более что опросы показывают: многих наших сограждан подобные случаи не только не возмущают, но и вызывают у них сочувствие к националистам.


Социологи, изучающие эту проблему, утверждают, что наше общество больно расизмом. Ученые понимают расизм как разделение людей на основании приписываемых им этнических или расовых признаков и различное отношение к этим группам. Причем речь идет как о разной политике, которую проводят власти, так и проявлениях нетерпимости на бытовом, повседневном уровне.


Многие опросы показывают, что уровень толерантности, то есть терпимости, в нашем обществе очень высок. Но не надо обольщаться – людям нередко задают вопросы, ответы на которые легко угадать. Если спросить первого встречного, расист ли он или считает ли он, что одни народы лучше или хуже других, то человек, скорее всего, ответит отрицательно. Его еще в школе научили, какие вещи говорить нехорошо. А если задать вопрос по-другому: “Считаете ли вы, что торговцы-кавказцы на рынках приносят нам больше вреда, чем пользы?” Тогда и ответ будет другой, из которого станет видно, что к другому, к чужаку отношение в обществе по сути расистское. Этому способствуют и местные власти, которые внедряют в сознание людей определенную идеологию. Нередки случаи, когда глава города или района в открытую заявляет: плохо, что в нашу местность приезжает слишком много представителей национальных меньшинств, потому что они нарушают этнический баланс. К ним как таковым претензий вроде бы нет, но плохо, что они здесь и сейчас.


Сейчас и у нас, и на Западе распространено мнение, что этнические группы создают собственные корпоративные структуры в экономике. Однако на примере Москвы хорошо видно, что мигранты большинству местных жителей не конкуренты. Москвичи не торгуют на рынках, не идут работать на стройки. В любой точке мира средства массовой информации, правительства, местные власти, партии на выборах строят образ нежелательного чужого. На Западе больше говорят о том, что приезжие будут сидеть на пособии, то есть жить на деньги налогоплательщиков, но есть и моменты, в которых мы сходны с “цивилизованным миром”. Например, в разговорах о том, что мигранты увеличивают рост преступности. Они чужие, у них свой образ жизни, они связаны круговой порукой, а потому с преступностью невозможно бороться. Такой тезис легко воспринимается большинством населения любой страны.


Однако есть различие, на которое хочется обратить особое внимание. На Западе есть вещи, которые считаются неприемлемыми для политика. У нас с любой трибуны можно спокойно говорить, что какие-то группы хороши, а какие-то заведомо плохи просто в силу того, что они относятся к той или иной национальности. Там подобное высказывание означает конец политической карьеры. Так что выходки российских скинхедов – всего лишь логическое продолжение политики властей.


Наталья ХМЕЛИК.
ИА “Регион-блицинформ” – для “РТ”

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще