Чекисты бывают только настоящие

В преддверии праздника наш корреспондент встретился с начальником УФСБ России по Республике Татарстан генерал-майором Александром ГУСЕВЫМ.

Автор статьи: Андрей КОБЯКОВ

В преддверии праздника наш корреспондент встретился с начальником УФСБ России по Республике Татарстан генерал-майором Александром ГУСЕВЫМ.


– Александр Петрович, название татарстанского ведомства все-таки изменилось. Теперь это уже не КГБ, а Управление Федеральной службы безопасности России по Республике Татарстан. Но задачи-то, наверное, остались прежними. Каковы они?


– Как известно, сейчас идет процесс приведения законов республики в соответствие с общефедеральными. Поэтому в мае Комитет государственной безопасности был выведен из состава Кабинета Министров РТ, и, как это принято в целом по стране, мы стали Управлением ФСБ России по РТ.


Что касается наших задач, то они определены Законом “Об органах федеральной службы в Российской Федерации”, принятым Госдумой 22 февраля 1995 года. В нашей работе можно выделить три основных направления. Это контрразведывательная деятельность, то есть выявление, предупреждение и пресечение, в пределах наших полномочий, противоправных действий спецслужб иностранных государств, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, осуществление во взаимодействии со службой внешней разведки России разведывательной деятельности и проведение оперативно-розыскной деятельности по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, отнесенных законом к нашей компетенции. Помимо шпионажа сюда входят терроризм, организованная преступность, коррупция, контрабанда и ряд других видов преступной деятельности.


В наши обязанности по-прежнему входит информирование органов власти республики об угрозах безопасности России на территории Татарстана. В рамках нашей компетенции представляем руководству республики аналитические и иные материалы, используемые при принятии законодательных и управленческих решений.


– И все же приоритетом в вашей нынешней деятельности остается…


– …Эффективная работа по всем трем направлениям. Правда, с учетом изменения оперативной обстановки мы вносим коррективы. Так, в начале 90-х годов одним из приоритетов была деятельность по реализации Закона РТ “О чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью”. Сегодня это – борьба с контрабандой наркотиков. В этом году благодаря нашим действиям десятки лиц, в том числе и иностранцы, были задержаны и осуждены именно за такие преступления.


Нередко работа оперативных сотрудников на этом участке сопряжена с риском. Так, во время одного из задержаний иностранные граждане, поставлявшие в республику наркотики, оказали ожесточенное сопротивление, начали стрельбу. Позже у них, кроме трех килограммов героина, изъяли и два пистолета.


С началом проведения контртеррористической операции в Чечне активизировалась оперативно-розыскная работа по пресечению проявлений терроризма. Особую актуальность она приобрела после открытого вызова мировому сообществу со стороны международных террористов, совершивших 11 сентября теракты в США.


– Но достаточных знаний и опыта борьбы с терроризмом у наших (да и не только у наших) спецслужб, наверное, нет…


– Опыт приобретается в борьбе, знания приходят с опытом. Важнейшая составляющая этой борьбы – превентивные, упреждающие меры. Этим, кстати, планомерно занимается Республиканская межведомственная комиссия по борьбе с терроризмом, которую возглавляет первый вице-премьер Равиль Муратов. Если говорить конкретно о нашем вкладе в эту работу, то за последние пять лет нами выявлено и по нашим представлениям выслано из России около десятка граждан других стран, занимавшихся пропагандой экстремистских взглядов, возбуждающих межрелигиозную рознь. Так, в 1999 году за подобные действия был выслан из России студент Казанского медицинского университета ливанец Али Кеннаан, представлявший интересы радикальной религиозной организации “Аль-Джамаат аль-Иcлaмия”. О его экстремистской деятельности, а также о выдворении из России сообщили агентство “Франс Пресс” и ливанская газета “Аль-Анвар”.


На днях из страны по нашему представлению выслан гражданин Йемена Ахмед Ясин, который в интересах организации “Таиба” (деятельность ее официально запрещена в России) проводил в Татарстане работу по возбуждению религиозной розни, пропагандируя идеологию ваххабизма. Аналогичную той, воздействию которой подвергались молодые люди из Кукмора, совершившие взрыв газопровода.


– Вы не могли бы рассказать об этом подробнее?


– 1 декабря 1999 года на границе между Кировской областью и Татарстаном в Кукморском районе на линии газопровода федерального значения была совершена диверсия – сработало взрывное устройство. Без тепла остались жители ряда населенных пунктов Кировской, Нижегородской областей, Татарстана. Общий ущерб, нанесенный взрывом предприятиям, составил свыше 8 миллионов рублей. Уже через месяц десять лиц, причастных к преступлению, были задержаны. В ходе следствия, проведенного следственным отделом КГБ Татарстана, было установлено, что участниками диверсии стали молодые люди разных национальностей из Кировской области, Башкортостана и Татарстана, являющиеся приверженцами ваххабизма. Находясь под влиянием лиц, получивших подготовку в лагерях бандформирований в Чечне, члены преступной группы получили через эмиссара чеченских боевиков элементы взрывных устройств. Направляясь на место совершения диверсии, преступники захватили с собой охотничье ружье и автомат Калашникова. Они готовы были использовать оружие против тех, кто мог встать на их пути, а также против свидетелей.


Лишь арест помешал их дальнейшим намерениям – взорвать газоперекачивающую станцию в поселке Шемордан.


Через полгода после этого при попытке перейти таджико-афганскую границу по нашей ориентировке был задержан и одиннадцатый участник преступной группы Гильметдинов. Все террористы осуждены. Двенадцатый участник преступления Ишкильдин находится в розыске. Но, по имеющимся оперативным данным, он, возможно, погиб на территории Чечни в ходе боя с федеральными силами.


– Некоторые СМИ и даже политические деятели пытаются поставить знак равенства между терроризмом и исламом…


– Террористов нельзя отождествлять ни с национальностью, ни с тем или иным религиозным вероисповеданием. Это – бандиты, которые в качестве внутренней мотивации, подпитывающей их преступные намерения, могут использовать свои религиозные, националистические и, конечно, политические взгляды. На земном шаре живут более 500 миллионов мусульман, и утверждать о том, что все они – потенциальные террористы, не только нелепо, но и опасно.


– Готовы ли вы работать в условиях возможного членства России в НАТО и уже на равных сотрудничать со спецслужбами стран Североатлантического альянса?


– Я думаю, что в ближайшем будущем говорить о членстве России в НАТО рано. А вот о сотрудничестве с ним во имя поддержания мира на планете, как об этом заявил Президент России Владимир Путин, мы готовы. Уже сейчас Россия представляет некоторым странам по линии спецслужб информацию разведывательного характера, направленную и на борьбу с терроризмом. Наше управление также направляет в Центр и получаемые нами в ходе оперативно-розыскных мероприятий сведения о зарубежных экстремистских и террористических организациях, об отдельных ее членах.


– Существует расхожее мнение, что, мол, ельцинский режим развалил наши спецслужбы…


– За последние десять лет в стране произошли глубочайшие социально-политические преобразования. Относиться к ним можно по-разному, но реальность такова, что практически каждый гражданин в той или иной мере испытал их на себе. Досталось и нам. Череда непродуманных реформ привела к тому, что спецслужбы действительно были ослаблены, из них ушло немало профессионалов. Но я с чувством гордости могу сказать, что выпавшие на долю органов безопасности испытания наши сотрудники выдержали с честью.


По этому поводу Президент Татарстана Mинтимер Шаймиев о нас сказал так: “В момент политического противостояния, жесткой борьбы мнений выдержки им хватило”. Этой высокой оценкой мы очень дорожим.


– Тем более что Президентом России вдруг стал бывший директор ФСБ… Вам этот факт, кстати, помогает в работе?


– Кто сейчас может отрицать то, что с избранием Президентом России В.Путина многое в стране изменилось в лучшую сторону? Самое главное – набирает силу экономика страны и растет благосостояние людей. Органам безопасности работать в условиях, когда руководство страны имеет четкую политическую линию, поддерживаемую подавляющим большинством общества, безусловно, легче.


– Расскажите, если можно, о наиболее ярких эпизодах в деятельности органов безопасности в последние годы.


– В Татарстане сосредоточено немало объектов ВПК, оборонных НИИ, чьи разработки интересуют сотрудников иностранных разведок. Несколько лет назад мы зафиксировали интерес к одному из таких НИИ. В результате проведения оперативной игры нам удалось выяснить конкретные объекты заинтересованности, в данном случае английской разведки. Сумели подставить им в качестве “источника информации” нашего агента.


Работа иностранцев с ним проходила на конспиративной основе – встречи организовывались на территории третьих стран, связь осуществлялась с использованием средств тайнописи… Для съемок секретной документации наш агент, которого англичане считали завербованным, был снабжен специальной фотоаппаратурой, другими шпионскими инструментами. В результате удалось выяснить методы, которыми пользуются английские разведчики при вербовке наших граждан, а также фамилии их разведчиков, работающих под дипломатическим прикрытием. Были установлены так называемые подставные адреса и адреса конспиративных квартир. В итоге в определенной степени удалось сковать разведдеятельность иностранной спецслужбы, причем не только на территории нашей республики.


А несколько лет назад в одной из центральных газет была опубликована статья под названием “Мой счет к английской разведке”, которая подвела итог работы, выразившейся в компрометации иностранной спецслужбы. По итогам этой операции несколько наших сотрудников были награждены правительственными и ведомственными наградами.


– Награды наградами… Но обеспечивает ли государство сотруднику ФСБ достаточное денежное содержание?


– Это было предметом обсуждения в Госдуме и Правительстве России. С июля будущего года денежное содержание военных будет увеличено. Наши сотрудники понимают, что государство в данный момент выплачивает столько, сколько может выплачивать.


– Говорят, что одна из причин нежелания молодежи идти к вам работать – это статус “невыездного”?


– Вы не правы. Во-первых, мы не ощущаем недостатка в кадрах. Более того, конкурс достаточно большой, как и высоки требования к претендентам. Хотя – да, конечно, каждый из них ставится в известность, что, как работник спецслужб, он будет иметь некоторые ограничения в гражданских правах. Однако некоторые наши сотрудники выезжают за рубеж: по служебным делам, на лечение, для встречи с родными и так далее. Естественно, при соблюдении определенных, достаточно строгих формальностей.


– Что бы вы пожелали российским чекистам в день их профессионального праздника?


– И ныне действующим сотрудникам ФСБ, и нашим ветеранам я хочу пожелать крепкого здоровья, удачи во всех делах. Главное – не забывать, что бывших чекистов не бывает, бывают только настоящие…


На снимках: начальник УФСБ РФ по РТ генерал-майор Александр Гусев; эксперт-криминалист подполковник Владимир Ошин; шпионские штучки из трофеев татарстанских чекистов.


Беседовал

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще