Спешить с выводами не надо

Как мы уже сообщали, 4 декабря судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ рассмотрела два гражданских дела о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Конституции Татарстана.

Как мы уже сообщали, 4 декабря судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ рассмотрела два гражданских дела о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Конституции Татарстана.


Корреспондент “Татар-информа” И.Ракипов обратился за комментарием к Председателю Государственного Совета РТ Фариду Мухаметшину.


– Надо отметить, что решения Верховного суда Татарстана от 3 и 8 октября оспорили в Верховном суде России обе стороны судебного процесса – Государственный Совет республики, заместитель генерального прокурора РФ А.Звягинцев и истцы по этому вопросу И.Султанов и М.Хафизов.


Судебная коллегия Верховного суда России отменила оба решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований заместителя генерального прокурора РФ и представителей общественной организации “Равноправие и Законность”, направив их на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Решение суда по оспоренным статьям Конституции не вступает в силу до окончания судебных процедур.


К сожалению, обе кассационные жалобы Государственного Совета остались без удовлетворения, а это значит, что действие части статей республиканской Конституции на сегодняшний день приостановлено. Подчеркну: речь идет об отдельных конституционных нормах. Лишь три статьи признаны противоречащими федеральному законодательству в полном объеме: 126, 149 и 157.


Вообще, было бы неверным оценивать решение суда только с точки зрения количественной, как бы ни впечатляло кого-то число оспоренных норм Основного Закона РТ. Отмена многих норм не повлечет за собой никаких отрицательных последствий. Есть нормы, которые мы намеревались приводить в соответствие с федеральным законодательством и без судебного принуждения. Однако есть ряд норм, которые носят принципиальный характер. Прежде всего это нормы, которые регулируют порядок работы высшего законодательного органа власти РТ.


Принятие решения Верховным судом Российской Федерации автоматически не влечет за собой прекращение полномочий ни Государственного Совета в целом, ни отдельных его депутатов. Согласно статье 3 Конституции РФ единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственный Совет избран народом Республики Татарстан. На момент проведения выборов судебных исков по Конституции РТ и по статье 72, в частности, не было. Следовательно, этот состав парламента – законно избранный.


Федеральное законодательство запрещает совмещать государственные должности с депутатской деятельностью, и в соответствии с этим будут внесены изменения в законодательство РТ – в Конституцию и Закон о выборах народных депутатов РТ, и указанный запрет будет соблюден при формировании парламента республики нового созыва, если к тому времени не претерпит изменений федеральный закон. А я этого не исключаю. К тому же эта норма республиканской Конституции является предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, и в настоящий момент мы ожидаем решения.


Анализируя предыдущие решения федерального Конституционного суда, можно сделать вывод о том, что правовая позиция заключается в сохранении полномочий государственного органа или должностного лица на срок избрания, если даже те или иные положения законов признаются не соответствующими Конституции Российской Федерации. Такие решения, например, были приняты по депутатам Государственной Думы Российской Федерации, Законодательного Собрания Оренбургской области. Так что спешить с выводами о легитимности Государственного Совета РТ или отдельных депутатов не нужно.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще