Попал под следствие министр путей сообщения России Николай Аксененко, чуть не ставший Премьер-министром при Б.Ельцине. Инкриминируется ему многое. И 70 миллионов рублей, что с нарушениями розданы на зарплаты, премии и командировочные. И 11 миллиардов рублей недоплаченных налогов. И квартиры, строившиеся министерством для людей, не имеющих к нему никакого отношения.
Следствие и суд, разумеется, разберутся, что к чему. Не думаю, что министр лично занимался делишками с квартирами и премиями. Для этого у него достаточно подчиненных, имеющих доступ к материальным благам “государства в государстве”. МПС именно таковым и является. И, похоже, нынешнее дело, возбужденное против министра, на самом-то деле главным образом – политическое.
Народная мудрость гласит, что нельзя “у ручья да не напиться”. И в этом смысле естественные монополии – РАО “Газпром”, “ЕЭС России” и МПС являют собой уникальные объекты. Они как бы государственные и при этом как бы уже и частные. Государство еще способно влиять на политику этих системообразующих монстров. Но уже не контролирует их финансовые потоки. Во время президентских выборов 1996 года это было даже удобно. Никто не знал, сколько стоили рекламные акции Б.Ельцина с участием сверхдорогих эстрадных артистов.
Последний бюджет Советского Союза, помнится, едва не дотягивал до триллиона долларов. Вернее, рублей. Но рубли тогда по официальному курсу были дороже долларов. Обвал бюджетных доходов в десятки раз нельзя объяснить ни развалом Советского Союза, ни разрывом экономических отношений между бывшими контрагентами. Объяснить его можно только тотальным воровством. Везде. Отсюда же и возникновение в России миллиардных долларовых состояний, на создание которых в цивилизованных странах уходят жизни нескольких поколений.
Но мы все проходим в ускоренном порядке. “Дикий” капитализм и первоначальное накопление капитала в Европе и Америке заняли сотни лет. У нас это дело произошло лет за десять. Приватизировали все, что предки создали за тысячелетнюю российскую историю. Приватизация “по Чубайсу” прошла быстро и успешно.
Но три конторы, на которых держалась страна, у государства остались.
С “Газпромом”, кажется, разобрались, сменив в нем “непотопляемого” Вяхирева на молодого Миллера и отправив в почетную ссылку на Украину Черномырдина. Новое начальство тут же стало избавляться от “непрофильного” бизнеса, в частности, от средств массовой информации. А это может означать только одно – “Газпрому” указали на его место. Влиять на политические процессы в стране теперь ему не позволено. Можно только добывать, транспортировать и продавать газ. Для чего, собственно, контора и создавалась. То есть непослушного скакуна вернули в стойло.
Умный Чубайс не стал дожидаться оргвыводов и сам пришел в Правительство с проектом реформирования РАО “ЕЭС России”. Там проект подправили таким образом, что прятать финансовые потоки новообразуемым фирмам по производству и транспортировке энергии станет существенно труднее. Поправки, хоть и без восторга, были приняты, зато теперь реформа отечественной энергетики считается не чубайсовской, а правительственной. А значит, и личная судьба творца российской приватизации пока защищена от “наездов” правоохранительных органов.
А вот Аксененко с реформированием своей отрасли малость подзадержался. Смысл грядущей реформы состоит в выделении собственно железных дорог в государственное предприятие и приватизации подвижного состава, чтобы создать конкуренцию частных железнодорожных компаний-перевозчиков. Но неясной остается участь всего остального хозяйства МПС. А это многомиллиардная собственность. Ремонтная и строительная базы, подсобные сельскохозяйственные предприятия, многочисленные санаторные, медицинские, оздоровительные и спортивные учреждения.
Никакого энтузиазма в связи с реформой в МПС никогда не испытывали. Руководство монополии вполне устраивает нынешнее положение “государства в государстве”. Да видно, само-то государство это положение перестало устраивать. Ну а использование правоохранительных органов в деле устранения экономических или политических противников – любимая российская забава. С их помощью фактически ликвидирован бизнес В.Гусинского в России и уверенно продвигается к ликвидации бизнес Б.Березовского. А генпрокурор РФ В.Устинов пообещал недавно еще целую кучу громких дел, по которым к ответственности будут привлекаться очень “большие” люди с общеизвестными фамилиями.
Он же, правда, и заметил, что вызовы в прокуратуру предназначены не для того, чтобы ставить на лоб клеймо преступника, а для того, чтобы установить истину.
Дай-то Бог!