Кто работает над идеальным образом милиционера

Хочу начать повествование с одной истории.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Хочу начать повествование с одной истории. Недавно в Управление по кадровой и воспитательной работе (УКВР) МВД республики пришло письмо от жителя Украины, который вместе с семьей остался без средств к существованию. В общем, находился в бедственном положении. И на все его просьбы о помощи украинские чиновники, администраторы с бывшего места работы отвечали лишь отписками. В отчаянии он обратился в Министерство внутренних дел Татарстана.


Почему именно сюда?

Еще в начале семидесятых, когда автор письма проживал в Набережных Челнах, он был награжден медалью “За отвагу на пожаре”, после того как вытащил из горящего дома человека и тем самым спас его от смерти. И по прошествии тридцати лет татарстанские силовики не остались безучастными к судьбе героя и оказали ему солидную материальную помощь.


На столе заместителя начальника управления – подполковника милиции Эдуарда Усманова вижу благодарственное письмо с Украины, написанное детским почерком: “Спасибо. Мы не надеялись, что именно вы поможете нам…”


Сегодня кадровики отмечают свой профессиональный праздник – День образования кадровой службы в системе органов внутренних дел Российской Федерации. О нем мало кто знает, хотя праздник этот отмечается уже в 83-й раз. Да и словосочетание “отдел кадров” у обывателя ассоциируется с группой канцеляристов и бюрократов, занимающихся бумажно-волокитной работой. В большинстве структур так и есть, но с милицейской это как-то не вяжется…


Кстати, мне показалось весьма любопытным, что в УКВР служат исключительно офицеры.


Воспитание начинается… с вешалки

Еще чуть больше года назад Управление по кадровой и воспитательной работе МВД РТ называлось просто: Управление кадров. Сегодня в него входят шесть отделений. Работают в них 65 человек. Всего же в республике 337 милицейских кадровиков.


Понятно, что в целом эта структура призвана поставлять органам внутренних дел профессионально подготовленные и морально устойчивые кадры. Но наше внимание привлекло несколько направлений деятельности управления, которыми оно раньше если и занималось, то в не таком глобальном масштабе.


Воспитание потенциального милиционера начинается с того момента, когда молодой человек приходит в органы внутренних дел устраиваться на работу. Офицеры принимают его как родного, хотя и предупреждают о строгих порядках прохождения службы, условиях работы и повышенных требованиях, которые будут к нему предъявляться.


И вот кадровики выносят вердикт: парень соответствует необходимым милицейским стандартам. С этого момента он будет ощущать на себе постоянное воспитательное воздействие не только непосредственного начальства, но и офицеров-кадровиков.


Эдуард Усманов рассказывает:


– Работа кадровика заключается не в одних нравоучениях. Он должен воспитывать уже своим внешним видом. Раз в месяц в управлении устраиваются так называемые “университеты культуры”, когда личный состав изучает этикет, общается с литераторами, художниками, священнослужителями и так далее.


Между прочим, и в созданный при МВД общественный совет входят архиепископ Татарстанский и Казанский Анастасий, председатель Духовного управления мусульман Татарстана Гусман хазрат, имам мечети Марджани Мансур хазрат…


Кадровики идут в ногу со временем – занимаются и психологической коррекцией характеров милиционеров. Для чего здесь трудятся профессиональные психологи. Это не дань моде, а насущная необходимость. В органы внутренних дел приходят обыкновенные люди, не лишенные недостатков. Но поскольку милицейский коллектив более организованный, чем любой другой, здесь есть возможность излечиться от присущих обществу болезней – путем воспитательно-психологического воздействия, конечно.


– И если какой-либо сотрудник милиции совершает правонарушение, кадровики анализируют, на каком этапе его “недовоспитали”, – добавляет заместитель начальника отделения организации воспитательной работы, майор внутренней службы Сергей Носков.


И на силу есть управа

Стоит оступиться одному представителю силовых структур, как обыватель тут же начинает вешать ярлыки на всех: гибэдэдэшники – взяточники, пожарники – сони, угровцы – драчуны, а омоновцы – вообще… Хотя в процентном отношении количество милиционеров, нарушивших закон (или даже совершивших преступления), гораздо меньше, чем число правонарушителей-инженеров, врачей или людей других профессий.


И тем не менее милиция рассекретилась. УКВР уже не скрывает, что за 9 месяцев прошлого года к дисциплинарной ответственности было привлечено 16 процентов (2400 человек) личного состава органов внутренних дел республики. А за такой же период этого года – 14 процентов. То есть произошло снижение, а это значит, что воспитательная работа действенна. По отрицательным мотивам (правонарушения, преступления и прочее) за 9 месяцев 2000 года уволено 144 милиционера, 2001-го – 99 человек. В общем, силовики чистят свои ряды и не стесняются об этом говорить.


– В 1999 году Управление кадров МВД РТ подготовило приказ №420, который подписал министр Асгат Сафаров, – рассказывает Сергей Носков. – Этот документ поставил крест на вседозволенности “милиционеров за рулем”. Сотрудник, замеченный в вождении автотранспортного средства в нетрезвом состоянии, из органов увольняется. И, между прочим, приказ выполняется – несколько милиционеров лишились места работы.


Когда случаются чрезвычайные происшествия, связанные с личным составом органов внутренних дел, на место выезжают сотрудники отделения служебных проверок, созданного в прошлом году.


Сегодня народ начинает верить, что милиционера тоже могут наказать. И корпоративная солидарность с круговой порукой уже не помогут. Население знает, кому пожаловаться на действия (или бездействие), к примеру, нерадивого участкового. Мне показывают толстую папку, в которой собраны благодарности от татарстанцев за то, что кадровики не оставили их жалобы без внимания, а разобрались, помогли.


Правда, большая часть жалоб не подтверждается. Естественно, милиционер не лечит, как доктор, не развлекает, как артист. Его действия изначально направлены на принуждение. Поэтому недоброжелателей у него предостаточно. А некоторые из них, чтобы уменьшить тяжесть наказания за какие-либо проступки, действуют по принципу: лучшая оборона – это наступление. И начинают строчить кляузы.


Главное, что силовики теперь знают, что управа в случае чего найдется и на них, поэтому себе лучше – блюсти законы и честно выполнять служебные обязанности. Кстати, психологи УКВР уверены: чувство неотвратимости наказания является одним из основных факторов, позволяющих человеку не совершать противоправных деяний. При этом они не принижают роль культуры, духовенства и вообще общечеловеческих ценностей.


В заключение хотелось бы отметить, что кадровик внутренних дел вовсе не просиживает все время за письменным столом. А физической, военной и прочей подготовкой занимается, возможно, даже активнее других представителей силовых органов – ведь надо же воспитывать милиционеров на собственном примере. И жизнью рискует не меньше.


Чуть больше месяца назад в Чечне погиб сотрудник УКВР МВД РТ Владислав Долгов.


…Владислав принял решение обследовать бесхозную машину, стоящую на трассе Ростов-Баку, так как в ближайшее время ожидалось прохождение здесь колонны федеральных сил. В тот момент, когда капитан милиции Долгов приступил к осмотру, произошел взрыв. Владислав своей смертью предотвратил многочисленные жертвы. И был награжден орденом Мужества. Посмертно.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще