Начиная с января Верховный суд Республики Татарстан не раз рассматривал иски о несоответствии республиканских законов федеральным. В последнее время ряд обращений в суд касался организации органов власти, в частности правомочности действующего состава Государственного Совета и народных депутатов Республики Татарстан, работающих в парламенте на постоянной основе.
В этой связи мы обратились за комментарием к председателю Комиссии Госсовета по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики Мидхату Курманову, который принимал участие в судебных заседаниях как в Казани, так и в Москве.
– Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Татарстана рассмотрела два заявления, касающиеся республиканского парламента: первое – на неправомерные действия, то есть принятие решений – законов, постановлений – депутатами малого парламента; второе – о признании неправомочным состава Государственного Совета. Верховный суд Татарстана в обоих случаях принял нашу точку зрения и отказал заявителям в удовлетворении их требований.
По первому заявлению, авторы которого оспаривали решения сессии Госсовета от 22 февраля 2001 года, Верховный суд РТ 11 апреля учел, что структура, порядок формирования, полномочия органов госвласти субъектов Федерации, в том числе и Государственного Совета Республики Татарстан, устанавливаются согласно федеральному Закону “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”. Когда в сентябре 1999 года были объявлены выборы народных депутатов РТ, этого закона еще не было. Прекрасно понимая сложившуюся ситуацию, федеральный законодатель не стал требовать, чтобы после вступления закона в силу все жили по нему. Статьей 30 был определен срок в два года на приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Я не раз уже говорил, что тот, кто обратился в суд до истечения этого срока, то есть до 20 октября 2001 года, торопится. Это подтвердила 29 мая судебная коллегия Верховного суда Российской Федерации. Рассмотрев кассационную жалобу на решение судебной коллегии Верховного суда Республики Татарстан, она оставила его в силе, а заявление отклонила.
Легитимность состава парламента Татарстана оспаривалась несколькими гражданами. Прежде всего на том основании, что Верховным судом Российской Федерации 9 февраля этого года было отменено постановление Центральной избирательной комиссии РТ “Об образовании избирательных округов по выборам народных депутатов в Государственный Совет Республики Татарстан” в части образования 63 административно-территориальных избирательных округов, так как их нарезка была произведена с нарушением принципа равенства представительства. Мы же считали, что это не влечет за собой автоматического признания неправомочным состава республиканского парламента, поскольку согласно федеральному Закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” одно лишь установление факта нарушения законодательства о выборах на любой их стадии не является достаточным основанием для признания этих выборов недействительными.
В мае прошлого года пленум Верховного суда Российской Федерации разъяснил, что постановление и другие решения представительного органа власти в случае признания их недействующими или противоречащими федеральному законодательству являются недействующими и не порождающими правовых последствий с момента их принятия. Однако уже в августе того же года в Гражданско-процессуальный кодекс РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми подобные постановления признаются недействующими с момента вступления в законную силу решения суда.
Судебная коллегия Верховного суда РТ обратила на это внимание и при рассмотрении жалобы вынесла решение о том, что нельзя распространять отмененные постановления на все этапы избирательной системы. И поэтому отказалась признать неправомочным состав Госсовета. Решение это окончательное, и оно уже вступило в законную силу. Обжаловать его можно только в надзорном порядке.
В суде оспаривалось и право государственных служащих заседать в республиканском парламенте, что действительно противоречит федеральному законодательству. Один из заявителей обращался по этому поводу в республиканский, а затем и федеральный Верховный суд. Он жаловался на бездействие Президента, Государственного Совета, его Президиума и постоянных комиссий, Центризбиркома, Кабинета Министров, Прокуратуры, Министерства внутренних дел и всех народных депутатов Республики Татарстан. Жалоба была связана с тем, что часть избранных в декабре 1999 года народных депутатов РТ не освободила занимаемые ими должности государственных служащих. Заявитель посчитал, что тем самым были нарушены его права и права других граждан, которые могли бы претендовать на эти самые государственные должности. 9 февраля судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РТ рассмотрела жалобу и отказалась ее удовлетворить ввиду истечения срока исковой давности. Заявитель обратился в суд 22 декабря 2000 года – спустя год после проведения выборов и опубликования их результатов. Спустя два месяца, 6 апреля, Верховный суд РФ оставил решение республиканского суда без изменений.
– На чем основывалось решение Верховного суда РФ?
– Федеральный суд, как и республиканский суд, не нашел объективных причин, которые помешали бы подателю жалобы оспорить результаты выборов своевременно. Новая редакция Закона “О выборах народных депутатов Республики Татарстан”, в которой осталась норма о том, что выборы проводятся по административно-территориальным округам, кандидатами по которым, по опыту, выдвигаются, как правило, главы районных и городских администраций, была опубликована в июле 1999 года. О результатах выборов сообщили все средства массовой информации республики.
На сегодняшний день все судебные иски по признанию неправомочным Государственного Совета Республики Татарстан, о нелигитимности малого парламента рассмотрены. Причин для роспуска или самороспуска парламента нет.
Еще остаются проблемы несоответствия республиканского законодательства федеральному. Еще не до конца определены пути реформирования Государственного Совета. Так что тем для дискуссий предостаточно. Но лучше проводить такие дискуссии не в суде.
– В Верховный суд России с протестами обращалась и республиканская прокуратура. Какие-то законы Госсовету удалось отстоять?
– На сегодняшний день Верховный суд РТ рассмотрел 28 протестов Прокуратуры РТ, 23 из них удовлетворены, в том числе 5 – частично, по 16 протестам внесены изменения в действующие законы. На решения республиканского суда прокурором РТ было подано 6 кассационных протестов, три решения опротестовал Государственный Совет. Республиканский парламент рассмотрел 13 законодательных инициатив прокурора РТ.
Нам удалось отстоять на уровне Верховного суда РФ республиканские законы “О местных органах государственной власти и управления”, “О выборах народных депутатов местных Советов Республики Татарстан”, “О правовом режиме чрезвычайного положения”. По последнему из них прокурор РТ недавно отозвал свой протест.
По решениям суда Госсовет вынужден был признать утратившими силу три закона: “О международных договорах Республики Татарстан”, “О внешнеторговой деятельности”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”. На пленарной сессии 28 июня будет рассматриваться законопроект “О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Татарстан о безопасности”.
Как видите, многие заявления и кассационные протесты Прокуратуры Республики Татарстан суд удовлетворил. Но жители республики не раз могли убедиться, что проиграли не только законодатели. Например, с отменой лицензирования сбора и вывоза за пределы республики лома черных и цветных металлов увеличилось число преступлений, связанных с этим видом деятельности.