“Липа” для простаков

В Казани произошел большой конфуз.

В Казани произошел большой конфуз. Несколько ловкачей артистически обокрали ПЭО “Татэнерго” на крупную сумму. Причем все происходило благопристойно, по-деловому, с пожеланиями друг другу дальнейших успехов и удач. “Кинутая” сторона в лице “Татэнерго” некоторое время находилась в состоянии элегического очарования от работников своего нижестоящего подразделения – “Чистопольских электросетей”, от их умения блестяще решать вопросы возврата долгов с клиентов – потребителей электроэнергии. При взаимосверках, однако, выяснилось, что товар, полученный с клиентов-должников за электричество, ушел не в “Чистопольские электросети”, а в совершенно посторонние руки. Понятно, “Татэнерго” обратилось за помощью в правоохранительные органы республики.


Милый мой бухгалтер

Трое жителей Елабуги испытывали серьезные финансовые затруднения. Розанов Николай Валерьевич, 24 лет от роду, с высшим образованием, но не успевший приложить знания и силы на благо общества, был неженатым, безработным и несудимым. Бендель (не путать с Бендером, хотя сам Остап Ибрагимыч мог бы признать в нем своего славного продолжателя) Евгений Валерьянович, на год моложе своего друга, также имевший диплом о высшем образовании, несудимый, работал сторожем на ЕлАЗе. В компаньоны они привлекли 22-летнего Волкова Олега Станиславовича. Несмотря на молодость, Волков совершил три ходки в места не столь отдаленные. Свое первое крещение зинданом он получил в неполные пятнадцать лет. Его “специализацией” являлась кража имущества граждан. Вся троица проживала на проспекте Мира, а Розанов с Волковым и вовсе в одном доме.


Вскоре к ним присоединился Фарид Ахмадеев. Ему было 24 года. Он некоторое время работал бухгалтером в Елабужских электрических сетях (структурное подразделение ПЭО “Татэнерго”). В его обязанности входило проведение взаимозачетов с предприятиями – потребителями электроэнергии, имевшими задолженности по оплате перед “Татэнерго”. Так что у него по этой части имелся бесценный опыт.


Ахмадеев обрисовал приятелям схему взаимозачетов и технологию получения с должников если не денег, то различных товаров по бартеру. В его распоряжении находились все необходимые бланки, используемые “Татэнерго”. Начали с “Чистопольских электросетей”, которые с ведома “Татэнерго” должны были получить на одном из казанских предприятий товар. Для успешного проведения операции Ахмадеев распределил роли следующим образом. Розанову поручалось подготовить всю документацию, печати, подписи. Бенделю надлежало достать паспорт (не важно чей), вклеить в него свою фотографию, подделать удостоверение работника “Чистопольских электросетей”. Он же должен был сыграть роль снабженца, ему предстояло выполнить основную часть проекта – общение с бухгалтерами предприятия “Энергосбыт” ПЭО “Татэнерго”. Почему Ахмадеев поручил Бенделю эту ответственную миссию, объяснялось просто. Молодой, красивый парень был очень похож на актера Харатьяна. Подобное сходство, по мнению “режиссера постановки” Ахмадеева, должно было неотразимо подействовать на экономистов и бухгалтеров, которыми в основном являются женщины. И он не ошибся.


Впрочем, Волков также был привлекательным парнем, но ему категорически запрещалось раскрывать рот, поскольку, кроме мата и блатных жаргонизмов, из него ничего не вылетало. Ему отводилась роль молчаливого экспедитора Герасима – помощника Бенделя.


Когда все документы были собраны, Бендель обзавелся паспортом на имя некоего Юсупова, удостоверением на инженера по материально-техническому обеспечению “Чистопольских электросетей” (ЧЭС). Ахмадеев провел несколько репетиций. И только когда каждый из участников спектакля полностью вжился в свой образ, назначил “премьеру” на 27 апреля 1999 года.


Какая дивная игра!

В тот день Розанов, Бендель и Волков на “Жигулях” прибыли в Казань на улицу Краматорскую, где размещалась бухгалтерия “Энергосбыта” ПЭО “Татэнерго”. Бендель трижды перекрестился и открыл дверь бухгалтерии. Перед взорами утомленных рутинной бумажной работой женщин предстал элегантный, высокий юноша. Белозубо улыбаясь, он выложил на стол поддельную обменную доверенность “Чистопольских электросетей” ПЭО “Татэнерго” № 709 от 26 апреля 1999 года на имя Юсупова Ильяса с поддельной печатью и поддельной подписью главного инженера ЧЭС Морозова, поддельное письмо “Энергосбыта” №335/41 от 27 апреля с поддельной подписью тогдашнего директора Самая, свой поддельный паспорт, поддельное удостоверение. Служительницы дебита и кредита пялились на очаровательного снабженца из Чистополя и тут же выписали ему доверенность № 795 для получения в АО “Холод” продукции на 160 000 рублей. Спустя два часа Бендель оформил в “Холоде” наряд № 3059 на получение рыбной продукции на 19640 рублей. На другой день Бендель, Розанов и Волков вывезли товар за ворота “Холода”, перегрузив его в другую машину, на которой благополучно вернулись в Елабугу, где все продукты передали знакомым продавцам для реализации.


Всего приятели совершили на “Холод” три “наезда”, добирая продукцию до 160 тысяч рублей. Ассортимент был разнообразным: от свежемороженой рыбы, рыбных консервов – до чая, тушенки, макарон и детского питания. Более ста тысяч рублей авантюристы поделили между собой.


Самым впечатляющим оказался визит в казанское АО “Элекон”. Фарид Ахмадеев располагал информацией о большой задолженности “Элекона” “Энергосбыту”. Он организовал изготовление фальшивых документов, писем с поддельными печатями и подписями о проведении взаимозачета, выполненных опять же на бланках ЧЭС ПЭО “Татэнерго”. Бенделю он поручил продолжать исполнение обязанностей снабженца.


3 августа Евгений Бендель, теперь уже с паспортом на имя Алексея Кислова и удостоверением на сотрудника ЧЭС ПЭО “Татэнерго”, явился на “Элекон” к коммерческому директору с проектом договора, подписанным главным инженером Студеникиным и закрепленным печатью “Энергосбыта”. На этом же договоре красовались поддельная печать “Татэнерго” и липовая подпись заместителя генерального директора Попова. Коммерческий директор “Элекона” Р.Камалдинов подписал договор, согласно которому Бендель, Розанов и Волков получили на заводе несколько деревообрабатывающих станков, 32 светильника “Романс-5”, 30 светильников “Натали”, 50 светильников “Сказка” и много других осветительных приборов на общую сумму 499 979 рублей 84 копейки. Весь товар погрузили на одну машину, а затем, выехав за территорию завода, перегрузили на “КамАЗ”, доставивший все это добро в Елабугу. Ну а “Элекон” направил в бухгалтерию “Энергосбыта” платежные требования на отгруженную продукцию, из чего следовало, что “Элекон” рассчитался за потребленные электроэнергию и тепло.


Месяц спустя в “Татэнерго” ударили в набат: какие-то проходимцы ограбили компанию на 660 тысяч рублей! Следственное управление при МВД РТ возбудило по этому факту уголовное дело.


Как Бендель стал левшой

В то же время в Елабужскую прокуратуру поступило заявление от Олега Волкова по факту угрозы убийством Розановым. Помимо этого, заявитель сообщил все подробности и детали по поводу мошеннических операций в отношении “Холода” и “Элекона”. Дело к своему производству принял следователь прокуратуры Радик Зиннатов.


Так что же случилось у криминального квартета, почему вдруг Волков “сдал” своих подельников?


Розанов случайно увидел Волкова выходящим из Елабужского РОВД. Заподозрив неладное, они с Бенделем усадили Волкова в машину и вывезли в Танаевский лес под Елабугой. Там Розанов, уперев в грудь Волкова ствол карабина, потребовал объяснений, дескать, не скажешь – “замочим”. Волков чистосердечно признался, что, освобожденный досрочно из колонии, он регулярно отмечается в милиции и ничего плохого не замышляет. На этом инцидент был исчерпан. Однако Волков испугался, что Розанов может реально его “замочить”, и явился в поисках защиты в прокуратуру.


Ну а дальше дело к производству принял старший следователь отдела по расследованию преступлений в сфере экономики Прокуратуры РТ Ильдар Шагимарданов. Он почти пять месяцев вел следствие. Осуществлял экспертизу бумаг, документов, привлекал финансовых экспертов, допросил около сотни свидетелей. А перед началом следствия Шагимарданов явился с ордером на обыск к жителю Елабуги Хайриеву. Все товары, привезенные из Казани, перед тем как отправить их по торговым точкам, складировались в его гараже. И столкнулся с группой людей, находившихся там же. Это были представители следственного управления из Казани. Они тоже приехали по душу Хайриева. Шагимарданов объединил в одно дело елабужские и казанские эпизоды. Сразу же были арестованы Розанов и Бендель. Вдохновитель и организатор всех афер Фарид Ахмадеев скрылся. Его объявили в розыск.


Все предъявленные обвинения Розанов и Бендель отрицали. Бендель отрицал и свои подписи на бумагах, объясняя, что их кто-то подделал. Сокамерники “стукнули”, что Бендель тренируется писать левой рукой, этим он хотел доказать свою невиновность и непричастность. Мало того, он перекрасил свои волосы и отпустил усы с бородой. И здесь произошла нестыковка. Волосы одного цвета, а усы с бородой – совсем другого. Пришлось приводить внешность в соответствие с оригиналом. Все свидетели признали в нем кто “Юсупова”, кто – “Кислова” и… “Харатьяна”.


Дело в отношении мошенников было передано в Советский районный суд Казани. А в день начала процесса Волков взял и скрылся. На суде Розанов с Бенделем дружно свалили вину на своего отсутствующего партнера.


Поэтому суд возвратил дело на дополнительное расследование. Впрочем, процесс возобновился через полгода, когда Волкова изловили в пивном баре, где он предавался своему горю. И было отчего. Его добровольная помощь при расследовании дела не ограждала от наказания, на что он искренне надеялся.


Бенделю не удалось отвертеться. Почерковедческая экспертиза дала заключение не в его пользу. В день возобновления процесса наконец вся троица собралась на скамье за решеткой. Теперь уже Бендель с Розановым валили все на Ахмадеева, но Волков не позволил восторжествовать клевете. К неудовольствию соседей по скамье, он объективно обрисовал роль каждого из них в афере, словно сам являлся прокурором, чем немало повеселил присутствовавших в зале.


29 сентября 2000 года приговором суда Розанов с Бенделем были осуждены на семь с половиной лет лишения свободы каждый с конфискацией имущества. Волкову дали пять лет и семь месяцев лишения свободы для осмысления своей непутевой жизни. У него также конфисковали имущество, на которое без слез не взглянешь. Кроме того, всем троим предстоит выплатить солидарно четверть миллиона рублей в погашение ущерба, нанесенного ПЭО “Татэнерго”. Остальные четыреста тысяч рублей энергетикам вернули следственные органы, вовремя выявившие нереализованные товары на эту сумму.


Рустем ВАЛЕЕВ, Равиль ХАЗИЕВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще