Такого накала страстей на заседании Комитета парламентского контроля, пожалуй, не наблюдалось со времени его образования. Правительство в лице вице-премьера Владимира Швецова не согласилось с суровой оценкой его деятельности, и выяснение отношений будет продолжено, скорее всего, на сессии Госсовета. Материалы же парламентской проверки решено передать в прокуратуру.
И то сказать, бдительное депутатское око добралось до строек века (метрополитен, мост через Каму, международный аэропорт), где крутятся огромные бюджетные деньги. Спросите любого мало-мальски понимающего толк в этом деле налогоплательщика, и он вам скажет, что чем грандиознее стройка, тем больше в ней финансовых и материальных утечек на сторону. Судя по информации, представленной парламентскими контролерами, 173 миллиона рублей нерационально израсходованных средств на трех означенных объектах – это далеко не все. Но и то, что лежит на поверхности, не столько впечатляет своим размахом (к этому мы привыкшие!), сколько вызывает вопросы. Например, такой: кто в Правительстве, курирующем эти многострадальные стройки, беззастенчиво закрывает глаза на очевидные “ляпы” исполнителей заказов и что он с этого имеет?
Чтобы не быть голословными, перечислим наиболее значимые потери, избежать которых было вполне возможно, проявив вовремя надлежащий надзор за выделенными средствами и здоровое инспекторское любопытство.
Итак, эпизод первый. ОАО “Мосты Республики Татарстан” (это заказчик строительства мостового перехода через реку Каму) с марта 1997 года более 10 миллионов рублей пустило на строительство… пяти автозаправочных станций. Трудно понять, почему мостостроители переквалифицировались именно на АЗС, но еще труднее понять, каким образом три из них с момента ввода в эксплуатацию (январь 2000 года) оказались в руках коммерческой подрядной организации ЗАО “Дорснаб”. Государство от вложенных средств не получило ни копейки – АЗС до сих пор эксплуатируются в собственных интересах коммерсантов, с которых, представьте себе, не сподобились спросить даже… арендную плату! А ведь только эта неиспользованная статья дохода, по предварительным расчетам, могла пополнить бюджет на 106 тысяч рублей.
Чья тут вина, спросите? В первую очередь Госкомимущества РТ, которое документально не оформило право государственной собственности на АЗС.
Эпизод второй – история с производственной базой ОАО “Международный аэропорт “Казань”, созданной для обеспечения строительных работ цементом и бетоном.
В феврале 1998 года объекты этой базы были одобрены рабочими комиссиями, но в целом она в эксплуатацию не принята. Это на бумаге база не принята и считается незавершенным строительством – Госкомимущество РТ не оформило ее как государственную собственность. На самом же деле объекты базы, в том числе два цементно-бетонных завода, используются вот уже два года. Причем эксплуатируются, что называется, в хвост и гриву!
Естественно, что нынешний хозяин базы (ОАО “Каздор-
строй”), который получил от руководства аэропорта заводы в свое пользование без оформления договора аренды, рад-радехонек такому подвешенному состоянию “незавершенки”. А что государство с этого имеет? А ничего не имеет, кроме минусов. Ведь недопоступления в бюджет только от арендной платы за этот период составили более 18 миллионов рублей.
Эпизод третий. Но если о взыскании арендных платежей задним числом еще можно поговорить, то о возмещении безвозвратно потерянных сумм нечего и мечтать. Тут история такая. В 1999 году ОАО “Мосты Республики Татарстан” провело ряд бартерных операций при расчете с подрядчиками за выполненную работу. Вооружитесь карандашом и посчитайте: если 119 тонн арматуры по рыночным ценам стоят 776360 рублей, то какое количество арматуры мы получим на сумму 1304000 рублей? А если за 249 тонн металлопроката на рынке просят 1649200 рублей, то сколько металлопроката можно приобрести на сумму 2224000 рублей? Впрочем, можете не ломать голову, ответ на задачки давно готов: соответственно те же… 119 и 249 тонн. А безвозвратные потери (средства уплыли в карман ООО “Транспромстрой” и ООО “ВПК-Кама”) составили 2 миллиона 691 тысячу рублей. И это, увы, еще не все убытки и просчеты мостостроителей.
Эпизод четвертый. Дебиторы – это бич. А когда в этой роли оказывается фирма-посредник из-за рубежа, считай, плакали ваши денежки. Так вот, в самых больших должниках у “Мостов” ходят англичане. Получив в 1997 году от татарстанских нефтяников 10 тысяч 416 тонн сырой нефти, “Мосты” направили ее на переработку в Кременчуг, а контракт на реализацию готового продукта заключили с “British European Marketing LTD”. От этой коммерческой сделки наши получили только 386 тысяч долларов (вместо 916 тысяч). Большая часть валюты осталась в распоряжении англичан. Самое удивительное в этой международной истории, что никто, кроме таможенников, так и не предъявил счета мостостроителям за ротозейство. Однако штрафная санкция Государственного таможенного комитета в размере 12 тысяч рублей по сравнению с валютными убытками выглядит просто смешным наказанием!
В целом же “Мосты”, учитывая безвозвратные (за истечением срока исковой давности) долги других дебиторов, потеряли почти 11 миллионов рублей.
Эпизод пятый. Более “скромными” можно назвать идентичные потери КУП “Казметрострой” (субподрядчик строительства метрополитена) – здесь проморгали около 5 миллионов рублей. Научись метростроевцы сами выколачивать долги, возможно, этого и не произошло бы, но они поручили это деликатное дело коммерческим структурам. Результат налицо: свыше 30 миллионов рублей оказались выведенными из финансового оборота КУП “Казметрострой”. На момент парламентской проверки работники означенной организации сидели на голодном пайке, поскольку уже третий месяц не видели денег.
Эпизод шестой. Перебои с выплатой жалованья тем не менее никак не отражаются на аппетитах административного персонала и проведении всяческих праздников по поводу. Так, самой излюбленной статьей расхода являются представительские расходы. Скажем, по поводу пуска тоннелепроходческого комплекса в мае прошлого года было выпито и съедено на сумму 150 тысяч рублей, а всего израсходовано 230 тысяч рублей.
Размах мостостроителей впечатляет не менее: на открытие тысячного моста в республике, а также проведение всякого рода совещаний и слетов из кармана налогоплательщика пошли 577 тысяч рублей. И вообще, “Мосты” не мелочатся – в качестве членского взноса отвалили 40 тысяч рублей, например, Академии информатизации РТ. Чем, дескать, мы хуже других? А если ничем не хуже, то и ремонт закатили на 11 миллионов рублей (на административное здание теперь любо-дорого посмотреть), и штат аппарата чиновников увеличили (оклады которых потянули на 358 тысяч рублей), и подкинули некоему “избранному” работнику 18 тысяч рублей – учись, дорогой товарищ! А дорогой товарищ, став студентом финансово-экономического института, взял и уволился с предприятия.
Эпизод седьмой. Разумеется, любить и холить себя никому не возбраняется. Вот только если бы сидение в шикарных апартаментах располагало еще и к рациональному хозяйствованию! Хотите знать, как международный аэропорт лишился собственной базы горюче-смазочных материалов? Договор купли-продажи был заключен им с ЗАО “Татнефте-авиасервис”. Продавец передал означенным акционерам имущество базы без привлечения независимого оценщика, то есть не торгуясь, по остаточной стоимости. И вот вместо того, чтобы вырученные от продажи 7 миллионов 800 тысяч рублей пустить на реконструкцию аэропорта, как это и регламентировалось Правительством, было принято решение направить их на погашение кредиторской задолженности за ранее полученные аэропортом горюче-смазочные материалы. Отдавать долги – это, конечно, хороший тон, но в результате этой бездарной операции аэропорт и базу потерял, и дополнительных средств на реконструкцию лишился.
Эпизод восьмой, и, увы, не последний. В “Мостах” за счет бюджетного финансирования строительства мостового перехода можно, оказывается, запросто купить квартиру. Факт доказанный. Некий замначальника отдела, даже не стоя в очереди на улучшение жилищных условий, взял в 1999 году из кассы беспроцентную ссуду в сумме 363 тысяч рублей на приобретение жилья. Нехорошо, конечно, но в этой истории можно порадоваться хотя бы за приближенного замначальника, который ныне живет в приличных условиях и, надо полагать, потихоньку возвращает долг. Это в отличие от “неприближенных”, которым в ближайшие годы ничего не светит, хотя их и кормят обещаниями светлого будущего. 33 миллиона рублей бюджетных средств, направленных предприятием в 1996-2000 годах на долевое строительство жилых домов (свыше 23 тысяч квадратных метров), дают, конечно, кое-какую надежду. Однако используются эти средства весьма неэффективно. На момент проверки были готовы девять квартир, причем самим работникам “Мостов” досталось и того меньше – всего четыре. Остальные отданы на сторону, при этом (вот ведь какие подарки с барского плеча!) никаких расчетов с владельцами даже не произведено…