Проверка, дубль 2

В последнее время налоговые инспекции пытаются проводить повторные проверки, запрещенные Налоговым кодексом, используя так называемые “дополнительные мероприятия налогового контроля”.

В последнее время налоговые инспекции пытаются проводить повторные проверки, запрещенные Налоговым кодексом, используя так называемые “дополнительные мероприятия налогового контроля”. О том, какие проблемы возникают в связи с этим, рассказал старший управляющий юрист компании “Андерсен Легал БВ” Сергей Носов.


– Что представляют собой дополнительные мероприятия налогового контроля, упомянутые в НК?


– В части 2 статьи 101 НК сказано, что руководитель налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки может вынести решение “о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля”. И более – ни слова. Налоговики долго не могли решить, что это может значить и как применять эти меры. А теперь, судя по всему, они определились. Исходя из нашей практики, могу сказать, что сейчас к дополнительным мерам прибегают, когда хотят обойти статью 87 НК, запрещающую повторные проверки. Особо агрессивные начальники налоговых инспекций открыто заявляют: если вы не согласны с результатами проверки, мы вас опять будем проверять, уже в рамках “дополнительных мер” – и по полной программе. За последние два месяца наши клиенты трижды сталкивались с использованием “дополнительных мер” – только с целью возобновить выездную проверку. В одной из московских налоговых инспекций нам сказали, что “дополнительные меры” должны оформляться актом, что подтверждает: налоговики склонны приравнивать дополнительную проверку к выездной.


– Вы не согласны с такой трактовкой?


– Да, поскольку НК прямо запрещает дублирование проверок. Мы уверены, что “дополнительные меры” по сути – камеральная проверка, которая проводится, если надо уточнить какие-либо данные. Например, в ответ на возражения налогоплательщика по результатам выездной проверки.


– И какая информация должна предоставляться в рамках “дополнительных мер”?


– Налогоплательщик обязан отвечать только на те вопросы, которые уже отражены в акте базовой, то есть выездной проверки. Например, инспектор отмечает неправомерность отнесения затрат по консультированию на себестоимость, поскольку данные затраты не связаны с производством и реализацией продукции. А предприятие приводит аргументы, что такая связь есть. Тогда начальник инспекции вправе истребовать соответствующие первичные документы. Но только те, что непосредственно связаны со спорным вопросом, подлежащим дополнительному изучению, а не всю первичную документацию. А вот вторично пускать проверяющих в офис предприниматели не обязаны в любом случае.


– И что делать, если налоговые органы пытаются использовать “дополнительные меры” в расширительной трактовке?


– Обжаловать такие действия в суде. Во-первых, это способ добиться запрета продолжать проверку до рассмотрения спора. Во-вторых, действия в рамках мер дополнительного контроля, перерастающие в повторную выездную проверку, судом будут признаны незаконными. Фактически это означает недействительность решения о проведении “дополнительных мер”. А это патовая ситуация для налоговиков: они не смогут ни применить санкции, ни оправдать налогоплательщика, ни провести “дополнительные меры”. Так что лишние судебные процессы налоговым органам не нужны.


– Могут ли налогоплательщики самостоятельно защищать себя в суде?


– Это непросто, ведь им будут противостоять профессионалы. Лучше обратиться за помощью к налоговым юристам. Конечно, в случае выигрыша затраты на адвокатов нельзя взыскать с инспекции. Зато можно отнести их на себестоимость. Предприятия иногда отказывают себе в этом, исходя из наличия в компании штатного юриста. И совершают ошибку: на самом деле здесь нет дублирования функций – ведь налогообложение не является специализацией корпоративного юриста. Этой позиции придерживаются и арбитражные суды.


Наталья ЮРЬЕВА.
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще