22 января 2022

Минтимер Шаймиев: «Человеческую судьбу нельзя решать по настроению»

Опубликовано: 08.03.2001 0:00

На расширенном заседании коллегии МВД Татарстана, состоявшемся 17 января, доклад министра генерал-лейтенанта милиции Асгата Сафарова прерывался неоднократно. Вопросы задавал Президент республики Минтимер Шаймиев. То и дело звучало: «Почему?» Почему так много преступлений? Почему не можем выступить единым фронтом против бандитизма? Почему фоном нашей жизни стал страх? Продолжением этой темы стала беседа корреспондента газеты «Щит и Меч» с Президентом Татарстана, которая состоялась после отчетов руководства Министерства внутренних дел республики и принятия программы действий на перспективу.


— Татарстан в последнее десятилетие идет своим, не во всем традиционным путем. Изменило стиль работы, критерии оценки эффективности деятельности своих служб и МВД республики. Минтимер Шарипович, как, на ваш взгляд, сегодня работают органы внутренних дел?


— Я хорошо осведомлен о тех процессах, которые идут в МВД. Два года назад сюда пришла новая команда, появился новый подход к делу. То, что есть позитивные перемены, доказывают многие факты, в том числе и такой, как рост раскрываемости преступлений. Но и требования к милиции, к ее деятельности со стороны общественности становятся все более высокими. Эта тенденция не только сохранится в будущем, но и станет чувствительнее. И это правильно.


Конституционные права человека действительно начинают реализовываться. В этих условиях защищенность со стороны правоохранительных органов становится просто необходимой. Безопасность населения — главная цель, главная идеология МВД. Хотелось бы, чтобы тот отряд личного состава, что сформирован в республике, давал ощутимые результаты. А для этого многое надо переосмыслить, чтобы не отставать от требований, которые предъявляет нам жизнь. В 2000 году у нас зарегистрировано более 70 тысяч преступлений. Это очень и очень много. Вот над чем мы должны задуматься.


— Преступность, к сожалению, есть в любой стране, любом обществе. Множество факторов влияют как на ее рост, так и снижение. В то же время именно с МВД — первый спрос…


— Есть Закон России «О милиции». Он возлагает на органы внутренних дел 28 основных задач. Они выявляют, раскрывают, расследуют преступления, разыскивают преступников и без вести пропавших, охраняют жизнь и покой граждан. Понятно, что в большинстве случаев милиция борется с последствиями. Причины же преступности, как мы знаем, лежат в другой плоскости, имеют более глубокие социальные корни. Борьба с ними может быть эффективна только тогда, когда и государство, и общество сообща решают все проблемы и при этом подкрепляют свои решения финансовыми и материальными средствами. Общество же переживает сегодня переходный период. Это тоже отчасти способствует правонарушениям. Продолжается оздоровление экономики. Но вероятность совершения преступлений в ее теневой сфере все еще огромна. Тем не менее позиция руководства республики такова: каждый гражданин должен найти себя, свое дело. Я буду делать все возможное, чтобы в республике развивались бизнес и предпринимательство. Значит, станем больше исходить из разрешительных мер, нежели запретительных. Это наша государственная политика. Понятно, что задачи правоохранительных органов в этой ситуации еще более усложняются. Но люди должны быть заняты, проблемы трудоустройства, особенно молодежи, тоже очень важны. Пусть входят в правовое пространство, пусть появляются субъекты бизнеса, способные платить налоги. Тех, кто ошибся, будем осторожно возвращать в законное поле, но при этом исходить из того, что мы живем в обществе, где каждый вправе реализовать себя. Не надо забывать о таком зле, как наркотики. Оно приобретает небывалую остроту, а эффективных методов борьбы с ним еще не найдено.


Действительно, рост или снижение преступности — это показатель благополучия или неблагополучия всего общества. Но у милиции есть свои рычаги воздействия на этот показатель, поэтому с нее — первый спрос…


— В прошлом году наметилась тенденция моральной и материальной поддержки руководством республики служб участковых уполномоченных милиции. Есть даже специальный указ Президента «О дополнительных мерах по укреплению охраны общественного порядка в РТ», постановление Кабинета Министров. Чем это вызвано?


— Я считаю, милиция должна быть встроена во все имеющиеся институты государства и должна обустраивать нашу жизнь вместе со всеми. Она обязана работать не по факту преступления, а на профилактику, предупреждение правонарушений. А это возможно только при тесном общении с населением. Люди многое знают. Служба участковых относится к числу важнейших в системе органов внутренних дел. От того, насколько хорошо работает участковый уполномоченный (наконец-то правильно обозначили функции этого представителя милиции), зависит и порядок на территории, и защищенность каждого жителя. Он должен стать опорой населения. Только так можно установить доверительный контакт с людьми, иметь информацию и предупреждать совершение преступлений, только так можно заслужить доверие людей. Ну а жители, общаясь с участковыми, судят по ним обо всей милиции. Особенно это чувствуется на селе.


Чтобы повысить статус этой службы, придать ей новый импульс, улучшить условия, решить социально-бытовые проблемы, мы и приняли ряд важнейших документов. Пошли на большие затраты.


— Что реально сделано за минувшие месяцы?


— Во всех районах есть планы мероприятий по реализации указа. Знаю, что значительно возросло число общественных пунктов охраны правопорядка. И в Казани, и в районах участковым стали выделять квартиры. Реальную помощь увидели во многих местах. С начала года в республике дополнительно вводятся 474 штатные единицы участковых уполномоченных.


— А что если бы участковые избирались населением, поскольку именно оно — потребитель милицейских услуг?


— Прекрасная мысль. Участковый уполномоченный — центральная фигура в милиции, а тесная связь с населением — важнейшая составляющая профилактической работы. 70 тысяч преступлений в год — это же около 200 преступлений в день! Страшные цифры. Надо основной упор делать на предотвращение, профилактику преступности. Если бы участковые избирались, то действительно бы пользовались поддержкой населения. Может, нам попробовать? Хотя бы на селе? В городах, конечно, сложнее продумать такой механизм выборов, чтобы предотвратить попытки воздействия на их результат криминальных структур, а в сельских районах, я думаю, стоит попробовать.


— Низкое денежное довольствие (рядовые получают 1500 рублей, руководители среднего звена — 2500) часто становится причиной текучести кадров и, в конечном счете, некомплекта. Но если количественный показатель еще можно восполнить, то как быть с качественным?


— Я посмотрел анализ текучести кадров за последние четыре года. Невысокая оплата мало влияет на ее всплески и спады. Число уволенных и принятых на службу примерно одинаково. Так что уровень некомплекта небольшой — около одного процента. Согласен, что денежное содержание милиционеров очень низкое, даже по сравнению с сотрудниками других правоохранительных органов. Но республика идет на большие затраты. Выделяем средства через Кабинет Министров, на местах — через городские и районные администрации. Конечно, учитываем и возможности местного бюджета, и значимость той службы, в поддержку которой направляем деньги. В целом дополнительные выплаты колеблются от трехсот до тысячи рублей в месяц на одного сотрудника. Понимание необходимости поддержки есть на всех уровнях. По мере своей состоятельности мы всегда будем идти в сторону повышения оплаты труда милиционера. Но в меру возможностей, не стоит обманывать друг друга. Не надо забывать: не все можно подменить материальными понятиями. Материальные составляющие не должны сказываться на моральном духе, нравственности личного состава.


Что касается качественного некомплекта. Это общая задача. Помочь подобрать в милицию достойную смену должны и главы администраций, и общественность. Раньше такой кузницей кадров считалась армия, когда в ней было больше организованности. Но, я думаю, МВД имеет возможность отбирать кандидатов и отдавать предпочтение достойным, к примеру, выпускникам юридических школ. Благо в последние годы эта проблема перестает быть неразрешимой: на территории Татарстана успешно функционируют высшее учебное заведение — Казанский юридический институт МВД РФ и среднее — Елабужская специальная школа милиции, два учебных центра. В городах, райцентрах появляются милицейские лицеи. Так что ряды сотрудников МВД пополняют достаточно подготовленные кадры.


— Минтимер Шарипович, а в чем, на ваш взгляд, недорабатывают органы внутренних дел республики?


— А вы считаете, что они недорабатывают? Если говорить, что чуть-чуть недорабатывают, это «чуть-чуть» может свести на нет усилия всех звеньев борьбы с преступностью. Малейшее ослабление и отступление одних нередко перечеркивают труд других. Общаясь с людьми, размышляя о росте преступности и деятельности правоохранительных органов, я прихожу к мысли: это передний край, и борьба там идет силовыми методами, а значит, возможно всякое. А иначе чем объяснить, что из года в год говорим об одних и тех же организованных преступных группировках? Они что, действительно хорошо организованы? Почему их члены на свободе? Отпускают преступников из-под стражи по разным причинам: или не могут довести дело до суда следственные органы, или суд оправдывает. Есть, к сожалению, недоработки и в судебной системе. Состав преступления один, а разные суды совершенно разные решения принимают. Считаю, что пожизненное назначение судей — абсолютно преждевременный шаг. Решились перенять опыт демократических стран, в то время когда сами до демократии еще не доросли.


В отношении милиции: самое главное — необходимо научиться уважать права каждого гражданина. Личный состав не должен преступать закон. Понимаю, что порой это нелегко в нашей стране, менталитет у нас такой, нет врожденного ощущения верховенства закона. Но надо, надо учиться.


— Как вы относитесь к тому, что уже в апреле татарстанские милиционеры будут служить в Чечне во временном отделе внутренних дел?


— Это очень сложная проблема. Убежден, что это должно быть исключением из правил, действительно временной мерой. Если хотите знать мое мнение вообще о роли милиции в Чечне, то впервые она оказалась единственно дееспособным отрядом и смогла проявить себя в этой сложной ситуации более организованно, чем другие силовые структуры. Вы, думаю, не случайно задаете этот вопрос мне, человеку, который всегда имел особую позицию в вопросах Чечни. Проблему участия-неучастия наших граждан — военнослужащих и милиционеров — в этой войне я всегда видел однозначно. Я всегда осуждал российскую политику в отношении Чечни. Борис Ельцин ведь в конце концов признал, что эта война — одна из самых серьезных его ошибок. Но после вторжения боевиков в Дагестан моя позиция изменилась. Военные действия и террор стали распространяться за пределы мятежной республики, и это, несомненно, подлежит осуждению. Долг всех — принять то или иное участие в очистке территории Чечни от бандитских проявлений во благо самого чеченского народа.


— Вы подсказываете министру внутренних дел, как поступать в разных ситуациях, как формировать команду, на каких людей делать ставку?


— Это значило бы пренебречь своими убеждениями. А они у меня не менялись во все времена — и до перестройки, и после. К чему тогда веками формировать законодательство, судебную систему, да и нравственные нормы? Человеческую судьбу нельзя решать по настроению. А закон? А самоуважение? Оно очень дорого стоит. Я, исходя из понимания своего предназначения, гражданского долга, никогда не буду вмешиваться в деятельность правоохранительных органов, использовать пресловутое «телефонное право». Даже в таких делах, как ходатайства о помиловании — сложнейшие ведь человеческие судьбы решаем, — всегда полагаюсь на комиссию по помилованию. Приветствую, что заработали институты мировых судей, это тоже определенная коллегиальность, а значит, верховенство закона. Другого пути у нас нет.


(Газета «Щит и Меч»).

image_printРаспечатать

Выпуск: № 47-48 (24344)


Добавить комментарий

21.01.2022

Росгвардия подвела итоги

В Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии по Республике Татарстан подвели годовые итоги служебно-боевой деятельности и наметили задачи на предстоящий период. В

1150
21.01.2022

Прикрывался женой и ребёнком

На контрольном посту «Тула­-1» сотрудники набережночелнинской полиции задержали курьера, перевозившего два килограмма наркотиков.

1390
20.01.2022

Такие непростые правовые аспекты

Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин стал первым гостем музея Министерства юстиции Республики Татарстан.

2410
20.01.2022

«Левый товар» исчислялся сотнями килограммов

Его выявили сотрудники Татарстанской таможни, управлений Роспотребнадзора и Россельхознадзора по РТ на продовольственном рынке Казани.

2950
17.01.2022

Увеличивается скорость – растёт аварийность

Заседание правительственной Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения прошло в Доме Правительства.

3240

Мнение

Владимир ЖАВОРОНКОВ, заместитель министра здравоохранения РТ:


Коллективный иммунитет к коронавирусу в Татарстане достиг 77 процентов. Однако обращает на себя внимание недостаточное, по нашему мнению, количество вакцинированных в возрасте старше 60 лет. Пока нам приходится констатировать, что уровень заболеваемости COVID­19 за последнюю неделю вырос на 15 процентов.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров