“В 1980-1981 годах в связи с массовыми проявлениями групповой преступности несовершеннолетними как самостоятельная организация хулиганствующей молодежи сформировалась казанская группировка “38-й квартал”. В нее вошли подростки, проживавшие на улицах Амирхана, Адоратского, Гаврилова. Группировка характеризовалась своей организованностью и противоправной деятельностью. Целями ее создания стали защита корыстных интересов входивших в группу членов, контроль за территорией, расширение сферы влияния, борьба за лидерство среди других формирований”.
(Из справки Прокуратуры РТ за 1985 год).
Шли годы. Немало было совершено преступлений боевиками “38-го квартала”. Многие из них погибли в стычках с другими организованными преступными группировками, осуждены на различные сроки лишения свободы. Освободившиеся места пополнялись молодой порослью. Мальчишки, жившие в пределах 38-го квартала, как бы с самого своего рождения были обречены быть членами преступного сообщества. Мало кто из родителей мог серьезно изменить будущее своих детей. Делами “38-го квартала” по заведенной традиции заправляли “старики”, которым было от 25 до 35 лет. К ним относились С.Заббаров, 1969 года рождения, А.Яруллин, 1977 года рождения, А.Янаков, 1965 года рождения, Т.Валеев, 1973 года рождения, контролировавшие продовольственный рынок на улице Адоратского в качестве его “крыши”. Они и распределяли между собой незаконные доходы, собирая дань с владельцев торговых палаток, киосков, прилавков.
По ходу “ротации кадров” в группировку пришло много молодых, дерзких и наглых. Особо среди них выделялись Александр Зарубин и Алексей Аксанов – обоим было по 21 году. Они попытались было изменить систему распределения доходов в свою пользу, но получили резкий отпор от “стариков”.
“Молодые” решительно ополчились против диктата “стариков”. Зарубин с Аксановым привлекли на свою сторону еще нескольких “зеленых” и вышли на тропу войны. Для начала они хорошо вооружились, приобретя незаконным путем карабин “Сайга”, патроны к нему, револьверы – газовый, стартовый, пневматическую винтовку, ручную гранату и различное холодное оружие.
“За время существования банда, организованная и руководимая Аксановым и Зарубиным, представляла реальную угрозу как для личной безопасности граждан и их имущества, так и для нормального функционирования государственных и коммерческих организаций”.
(Из справки Прокуратуры РТ за 2000 год).
Раз есть в руках оружие, то оно должно “заговорить”. Так это и произошло. 26 марта 2000 года около 11 часов ночи Зарубин, Аксанов и Николаев на “Жигулях” подъехали к дому №31 на улице Адоратского. Там как раз находились “старики” Заббаров, Яруллин, Валеев, проводившие своего рода “оперативное совещание” по текущим делам.
Из машины вышел Зарубин, передернул затвор карабина и расстрелял в “стариков” всю обойму. Нападавший “молодой” оказался неопытным стрелком. Его жертвы отделались ранениями различной степени тяжести.
“Зарубину не удалось довести свой умысел до конца по не зависящим от его воли обстоятельствам из-за того, что потерпевшим Валееву, Заббарову, Яруллину, несмотря на полученные ранения, удалось покинуть место покушения и обратиться за квалифицированной медицинской помощью”.
(Из справки Прокуратуры РТ за 2000 год).
Неудавшаяся акция не охладила пыл “молодых”, они не собирались отступать от задуманного – убрать “стариков”. Месяц спустя, 22 апреля 2000 года, в половине двенадцатого ночи та же троица – Аксанов, Зарубин, Николаев – подъехала на “шестерке” к бильярдному клубу “Торнадо”. “Молодые” знали, что в этом клубе собираются по вечерам “старики” “38-го квартала”.
“Подойдя к двери бильярдного клуба “Торнадо” и убедившись в наличии в нем людей, Аксанов совершил нападение на них, метнув в помещение клуба гранату Ф-1, которая взорвалась. В результате находившимся в момент взрыва в помещении клуба лицам были причинены телесные повреждения”.
(Из справки Прокуратуры РТ за 2000 год).
Из семи человек, получивших ранения различной степени тяжести, наиболее пострадала двадцатилетняя девушка Юлия С. Она практически лишилась зрения. Горе этих семерых усугубляется тем, что они не являлись соперниками “молодых” и ни одного “старика” среди них не было. Все они пострадали по воле дикого случая.
Всю цепочку преступлений банды Аксанова и Зарубина тщательным образом проследил старший следователь отдела по расследованию убийств и бандитизма Прокуратуры республики Вадим Максимов. Он изучил историю возникновения группировки “38-й квартал”, расследуя дело о взрыве в “Торнадо” и расстреле Зарубиным “стариков”. По ходу следствия Максимов установил и другие преступления, совершенные Аксановым, Зарубиным. Здесь были рэкет, вымогательство, избиение непослушных жертв. Как отмечает сам следователь, расследовать подобные дела весьма сложно, поскольку и свидетели, и сами пострадавшие очень плохо идут на контакт. Кто из чувства солидарности с обвиняемыми, кто из боязни за свою жизнь. Максимов привел такой характерный пример: когда проводил опознание с пострадавшими от Зарубина “стариками”, то они, не глядя на представленных субъектов, отвечали, что среди них нет стрелявшего Зарубина.
Только плотная, планомерная работа с Аксановым позволила Максимову добиться от него признательных показаний по всем инкриминировавшимся ему эпизодам.
Следствие велось полгода, и завершилось оно 16 октября 2000 года приговором Верховного суда РТ. Аксанова осудили к 19 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, Зарубина – к 16 годам лишения свободы.
Ну а герой нашего повествования Вадим Максимов по итогам 2000 года признан лучшим следователем Прокуратуры РТ.
Равиль ХАЗИЕВ.
Пресс-секретарь Прокуратуры РТ.