Кризис – время возможностей, гласит китайская мудрость. В непростое для экономики время владельцы АЗС в Татарстане нашли новый способ повысить конкурентоспособность – стали массово реализовывать судовое маловязкое топливо (СМТ). Ценник в 26 рублей за литр на флотский соляр по сравнению с ценой на обычное дизтопливо (35 рублей) выглядит привлекательно для водителей. Действительно, почему это грузовик не может быть теплоходом?
Негативную тенденцию выявил месячник по проверке качества моторных топлив, который проводился с 12 ноября по 12 декабря. На брифинге в Доме Правительства начальник Управления рационального использования топливно-энергетических ресурсов в РТ Роберт Гилязиев особо подчеркнул, что в ходе проверок были выявлены 84 АЗС (из 423 обследованных), где открыто и массово продается судовое топливо. Всего автозаправок в Татарстане около тысячи, так что на самом деле картина еще более печальная.
Чем опасен флотский соляр? Содержание серы в нем превышает норму в 200 раз! В дизтопливе четвертого класса содержание серы не должно быть более 50 мг/кг, а в СМТ серы содержится до 10 тысяч мг/кг. Ее высокое содержание пагубно влияет и на двигатели (прогорают клапаны, поршни, засоряются фильтры), и на экологию. А ведь мы все – и владельцы заправок, и водители, и пешеходы – дышим одним воздухом.
Если на автозаправках судовое топливо выдается за обычное дизельное – это материал для правоохранительных органов. А вот если им торгуют открыто (на аншлаге надпись: «СМТ» и ценник) и не вводят в заблуждение потребителей, тогда нарушений регламентов работы АЗС нет. «Не хотите – не берите», – вот логика владельцев заправок.
- В Татарстане ежегодно потребляется 1,3 млн тонн дизтоплива, 1,1 млн тонн бензина, 100 тысяч тонн сжиженного газа, а производится 3,4 млн тонн дизтоплива и 680 тысяч тонн бензина
Флотский соляр на АЗС стали массово продавать не только в Татарстане. Судя по публикациям в СМИ, «теплоходы» сейчас заправляются на дорогах по всей России. Проблему можно решить кардинально, если ввести сборы на судовое топливо на уровне акциза на дизельное четвертого класса. Пока же с перечнем «АЗС-антигероев», на которых им приторговывают, можно ознакомиться на сайте ter.tatarstan.ru. Грешат этим и малые компании, и даже крупные сети.
Всего в ходе месячника в Татарстане на 423 автозаправочных станциях были взяты 886 проб моторных топлив, из них испытания проведены по 764 (остальные находятся в работе). По результатам испытаний выявлено, что 55 проб (7,2 процента) не соответствуют по отдельным показателям качества требованиям ГОСТ. На некоторых заправках недобросовестные продавцы завышали класс топлива.
Отвечая на вопрос корреспондента «РТ», Роберт Гилязиев заявил, что результаты месячника доложены Президенту Рустаму Минниханову. Также материалы проверок направлены в Прокуратуру РТ и Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ.