Больше половины междугородных пассажирских перевозок в Татарстане обеспечивается «серым рынком», то есть частниками на личных автобусах под видом заказных.
Об этом сообщил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Андрей Егоров в ходе пресс-конференции, посвященной безопасности междугородной перевозки пассажиров.
По его словам, республика полностью обеспечена автобусным сообщением. Официальные перевозчики обслуживают сорок городов и поселков городского типа, а также более трех тысяч сельских населенных пунктов. Однако «серые перевозчики» не теряют популярности. Ежегодно их выручка составляет более миллиарда рублей – это колоссальный поток денежных средств.
Что заставляет пассажиров предпочитать официальным автобусным компаниям частных извозчиков и небольшие транспортные организации? Зачастую это вопрос удобства: «серые» перевозчики подбирают пассажиров в самых разных местах и могут по их просьбе подкорректировать маршрут, чтобы высадить клиента в удобном для него месте. В то же время официальные автобусы отправляются только с автовокзалов и следуют строго по маршруту – за каждое отклонение от него или незапланированные остановки с водителей спрос строгий.
К тому же, по данным Андрея Егорова, сейчас в распоряжении «серого рынка» в республике больше транспортных средств, чем у официальных транспортных компаний.
Возникает вопрос: в чем тогда недостаток услуг частников для самих пассажиров? Ответ предсказуем: гонясь за комфортом, люди снижают свою безопасность.
– Мы не знаем, кто везет пассажиров и в каком состоянии находится его транспортное средство. Как можно гарантировать, что перевозчик довезет людей до места в целости и сохранности, если ничего не известно ни о его водительском стаже, ни даже о том, проходил ли автобус технический осмотр? – сказал Андрей Егоров.
На «серых» маршрутках нет ценза по стажу водителей, как и нет никакой проверки самих пассажиров: кто, кого, куда и зачем везет, проконтролировать практически невозможно. А сами пассажиры, как рассказал Андрей Егоров, в опасных ситуациях предпочитают прикрывать своих водителей, что фактически избавляет их от всякой ответственности за находящихся в салоне людей.
Только в Казани более пятнадцати неофициальных «автовокзалов»: частные автобусы отправляются в рейсы от ЦУМа, театра Камала, с Советской площади…
– С этим мы намерены бороться. В июле будет принят федеральный закон, согласно которому места отправки пассажирских автобусов станет определять только исполнительная власть. За посадку-высадку пассажиров в неразрешенных местах предусмотрены штрафные санкции, – сказал заместитель министра.
Альтернативой этим точкам являются четыре официальные площадки, где разрешена посадка пассажиров: автовокзалы «Столичный», «Южный», «Казань-2» на улице Воровского и новый вокзал «Восточный», который недавно заработал вблизи агропромышленного парка «Казань». Эти остановочные пункты будут официально утверждены, заверил Андрей Егоров.
А «серые» перевозчики без работы в любом случае не останутся. Уже сейчас владельцев малых автобусов с распростертыми объятиями ждут на официальных площадках. Единственное, что мешает им выйти, точнее, выехать из сумрака – проблемы с лицензией или другими необходимыми документами.
– Для перевозчиков, которые хотят выйти из «тени», мы открыты, – призвал их к сотрудничеству Андрей Егоров.