Вопросы организации в республике внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и о нарушениях при исполнении государственных и муниципальных контрактов стали предметом обсуждения на заседании Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в Татарстане.
Как отметил его председатель – руководитель Счетной палаты РТ Алексей Демидов, с первых дней своей работы совет уделяет серьезное внимание вопросам совершенствования внутреннего финансового контроля. На его заседаниях неоднократно отмечалась необходимость организации соответствующих служб, в том числе ведомственного аудита в министерствах и ведомствах. По инициативе совета постановлением Кабинета Министров Татарстана в прошлом году утверждены правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями средств бюджета республики. Аналогичный типовой документ разработан и для исполнения на уровне муниципальных образований.
На сегодняшний день законодательно урегулированы основные вопросы системы внутреннего финансового контроля, установлены требования к организации и проведению проверок. Полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в Татарстане возложены на Министерство финансов РТ, на муниципальном уровне ими наделены финансово-бюджетные палаты муниципальных районов.
На основании положений Бюджетного кодекса РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет анализ исполнения бюджетных полномочий органами государственного (муниципального) финансового контроля исполнительной ветви власти. На нее также возложена задача по проверке осуществления ими полномочий, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Руководитель Территориального управления Росфиннадзора в РТ Амина Хусаинова доложила, что исходя из нововведений в федеральном законодательстве в части регулирования внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в 2014 году управлением был организован мониторинг формирования органов внутреннего муниципального финансового контроля в 43 муниципальных образованиях и двух городских округах республики. А по заданию Министерства финансов России проведен анализ исполнения бюджетных полномочий.
– Наряду с анализом исполнения бюджетных полномочий мы будем осуществлять полноценный контроль за деятельностью органов внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, в рамках предоставленных им 44-м законом полномочий. По сути, мы имеем право осуществлять «переконтроль» и будем его обязательно проводить, прежде всего в тех случаях, где ненадлежащим образом организован внутренний финансовый контроль, – сказала Амина Хусаинова.
Переходя к обсуждению вопроса о нарушениях при исполнении государственных и муниципальных контрактов, Алексей Демидов отметил, что особое внимание необходимо уделять выявлению фактов оплаты невыполненных объемов работ, приемки товаров, не соответствующих условиям закупок. Пока в данном вопросе нет четкого алгоритма, системности в привлечении к ответственности виновных – должностных лиц заказчиков, подписывающих соответствующие акты.
– К сожалению, нередко руководители министерств, ведомств и учреждений «узнают» о нарушениях в своей деятельности от проверяющих, – сказал председатель Счетной палаты. – Порой складывается впечатление, что некоторые должностные лица играют в рулетку – найдут нарушение проверяющие или нет. Причина – в безнаказанности! В случае выявления факта оплаты невыполненных работ максимум, что грозит – это снятие объемов работ.
– Сумма завышения объемов выполненных работ возвращается в бюджет республики, сумма завышения по расценкам исправляется в процессе финансирования, – уточнил заместитель директора Департамента казначейства Минфина РТ Альберт Садретдинов. И как пример привел Главинвестстрой, который в качестве заказчика проверялся с выездом на объекты 73 раза. Объем проверенных средств составил 1,6 млрд рублей, сумма выявленных нарушений – чуть более 43 млн рублей, из которых завышение объемов – 34 млн, завышение по расценкам – 9,4 млн. На конец октября заказчиком возвращено в бюджет 11,4 млн рублей.
– С начала года органами внутренних дел республики выявлено 220 преступлений, связанных с освоением бюджетных средств, из них – 51 факт совершен в крупном или особо крупном размерах, – сообщил начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ Ильдар Сафиуллин и добавил, что из года в год цифры растут.
В суды направлены дела по 181 преступлению в бюджетной сфере, к уголовной ответственности привлечено 75 лиц.
Тема соблюдения условий контрактов и обеспечения качества поставки продуктов питания уже рассматривалась ранее на заседаниях совета, а сводная информация по характерным нарушениям периодически доводится до государственных и муниципальных заказчиков. Этому направлению, прежде всего в ходе контрольных мероприятий в учреждениях социальной сферы, образования и здравоохранения, уделяется особое внимание. Ведь помимо чисто финансовых вопросов в данной сфере имеются риски причинения вреда здоровью детей, социально незащищенным категориям граждан. Проводимый контроль показывает, что проблема по-прежнему актуальна. И по поручению Президента Татарстана ситуация с закупками продуктов в государственных и муниципальных учреждениях и особенно с организацией питания вновь рассматривалась на заседании совета.
По информации начальника контрольно-ревизионного управления Счетной палаты Татарстана Дамира Шамгунова, в ходе комплексных проверок детских дошкольных образовательных учреждений в текущем году выявлены существенные нарушения при организации питания. Кроме того, в 2014–2015 годах нарушения при поставках продуктов питания по муниципальным контрактам и организации питания в муниципальных учреждениях выявлены в 33 из 38 муниципальных образований. Чаще всего контролерам на местах приходится сталкиваться с нарушениями условий муниципальных контрактов по номенклатуре товаров, санитарно-эпидемиологических норм и правил, закупкой продуктов питания по завышенным ценам, невыполнением натуральных норм питания.
Недавней проверкой Счетной палаты РТ в детских дошкольных образовательных учреждениях Буинского района выявлен факт поставки ООО «Форсат» в детсад «Ак каен» некачественного сливочного масла. Протоколом исследований Центра гигиены и эпидемиологии подтверждено нарушение требований технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции».
Кстати, нарушения со стороны фирмы «Форсат» ежегодно отмечаются в актах проверок Счетной палаты. Своим недобросовестным исполнением контрактов по обеспечению продуктами питания детских, образовательных и лечебных учреждений фирма успела «наследить» также в Актанышском, Атнинском, Алькеевском, Дрожжановском и Спасском муниципальных районах. Среди установленных нарушений – поставка вместо стопроцентного сока сокосодержащих нектаров без соответствующего снижения цены, растительного масла с истекающим сроком хранения или фальсифицированного, по заключению Роспотребнадзора по РТ, сливочного масла.
- «К сожалению, нередко руководители министерств, ведомств и учреждений „узнают“ о нарушениях в своей деятельности от проверяющих, – сказал председатель Счетной палаты. – Порой складывается впечатление, что некоторые должностные лица играют в рулетку – найдут нарушение проверяющие или нет. Причина – в безнаказанности! В случае выявления факта оплаты невыполненных работ максимум, что грозит – это снятие объемов работ»
Ряд недостатков выявлен Счетной палатой и во время проверки организации обеспечения детей первых трех лет жизни специальными продуктами детского питания по рецептам врачей. В ряде районов в раздаточных пунктах ЦРБ не было холодильного оборудования либо оно не вмещало весь объем продукции. Детское питание складировалось на полу, кушетках, столах, нарушался температурный режим хранения.
О результатах проверки организации питания в дошкольных образовательных учреждениях Казани проинформировал руководитель Контрольно-счетной палаты Казани Ильнар Нургалиев.
Утвержденные нормативы расходов на продукты питания включают в себя и среднюю наценку 9,1 процента в виде прямых и накладных расходов на организацию питания. Вместе с тем весной фактическая наценка реализуемых муниципальным департаментом продовольствия в детсады продуктов доходила до 37 процентов.
Проблема в том, что норматив утверждался исполкомом Казани еще в прошлом году и не мог учитывать реальный рост цен, который составил за год 30–50 процентов, сообщил Ильнар Нургалиев и предложил членам совета внести предложение в Кабинет Министров РТ о ежеквартальной индексации среднерыночной стоимости продуктов при расчете расходов на организацию питания.
Другая причина, по словам докладчика, – ненадлежащий контроль за процессом приготовления пищи, нарушение условий хранения продуктов.
– Департамент продовольствия разработал единое меню, которое в тестовом режиме опробуется в десяти учреждениях, применяются единые технологические карты по приготовлению блюд, – добавил он.
Но внедрение этой схемы повсеместно повлечет за собой необходимость оснащения пищеблоков дополнительным оборудованием, потребует новых финансовых вложений.
Заместитель председателя Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев напомнил о пилотном проекте по обеспечению питания школьников по принципу ланч-боксов. Он считает, что в Казани проект себя хорошо зарекомендовал и его можно было бы развить в других городах республики. Это один из путей борьбы с хищениями и нарушениями в конкретных учреждениях.
Характеризуя результаты надзорной деятельности по вопросам качества продуктов питания, заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ Любовь Авдонина сообщила, что все проверки проводятся с применением лабораторных исследований. За девять месяцев текущего года проведено 1661 обследование детских организаций, неоднократно выявлялась некачественная и опасная продукция: фальсифицированная молочная продукция, крупяные изделия с наличием сорной примеси, мясо птицы с сальмонеллой, овощи и фрукты с признаками гнили и другое. Несоответствие готовых блюд по физико-химическим показателям (калорийность, нитраты в овощах, продукты питания с признаками фальсификации) выявлены в детских садах 24 муниципальных районов.
По словам Любови Авдониной, анализ рационов питания в детских организациях показал, что фиксированная стоимость завтраков и обедов при постоянном увеличении стоимости продуктов питания не позволяет выполнять нормы потребления основных продуктов питания. Во всех районах республики отмечено снижение в фактическом меню мяса, молока, свежих овощей и фруктов, рыбы, творога; питание не всегда сбалансировано, преобладают углеводы; чаще, чем овощи, используются каши и макаронные изделия; мало выдаются салаты; занижаются объемы порций вторых мясных блюд и гарниров. Не выполняются нормы питания по сокам, муке, кондитерским изделиям, сыру.
Специалисты управления в ходе проверок выявляют факты исключения из рациона питания жизненно важных продуктов (таких как творог, рыба, фрукты и овощи в свежем виде), необоснованной замены одного продукта другим (мяса говядины – на курицу, рекомендуемого сорта рыбы – на другие, менее ценные сорта рыб). Нередки факты поставки продуктов низкой сортности.
По выявленным нарушениям в сфере организации питания детей в соответствии с российским Кодексом об административных правонарушениях Управлением Роспотребнадзора по РТ привлечены к административной ответственности в виде штрафов 1371 должностное лицо, 93 юридических лица и шесть индивидуальных предпринимателей, внесено 122 представления об устранении причин, способствующих возникновению нарушений в сфере санитарного законодательства.
– Складывается странная ситуация. Нарушения условий государственных и муниципальных контрактов со стороны недобросовестных поставщиков выявляются нами на протяжении ряда лет, а заказчики зачастую не пользуются своим правом по их включению в реестр недобросовестных поставщиков, – отметил Алексей Демидов.
– Пользуются, но не в полной мере, – добавил заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ Игорь Павлов. – Процент включенных сведений в реестр от количества рассмотренных дел составляет 39,2 процента. И все 24 жалобы, поступившие к нам с начала года по закупкам на организацию питания в образовательной и социальной сфере, признаны обоснованными.
Другое дело, что сами заказчики порой плохо составляют контракты, не прописывают спецификацию товара, ответственность поставщика. А те, в свою очередь, этим пользуются, поставляя более дешевый товар, отметил Игорь Павлов.
Советом принято решение направить в адрес отраслевых министерств, ведомств и глав муниципальных образований письма с фактами нарушений со стороны ООО «Форсат» и предложением о реализации полномочий в части контроля за принятием мер, предусмотренных законодательством, в том числе по включению организаций, нарушающих условия контрактов, в реестр недобросовестных поставщиков.
Участники заседания высказались за необходимость усиления контроля при приемке продуктов питания со стороны государственных и муниципальных заказчиков. И в тех случаях, когда контрактная цена оказывается существенно ниже рыночной, надо обеспечить самый жесткий входной контроль качества. И, возможно, разработать специальную типовую инструкцию. В качестве примера рассмотрен факт из Зеленодольского района. В прошлом году местный исполком принял постановление «О порядке приемки продуктов питания образовательными учреждениями Зеленодольского муниципального района». В нем определен порядок приемки продуктов питания в образовательных учреждениях, а также установлена персональная ответственность за исполнение порядка приемки продуктов питания.
– Президентом республики поставлена предельно четкая задача – проанализировать нарушения, их причины и принять самые жесткие меры к виновным, – сказал Алексей Демидов, завершая обсуждение.
По его итогам принято решение направить сводную информацию по нарушениям при исполнении государственных и муниципальных контрактов в Кабинет Министров для принятия управленческих решений и в Совет муниципальных образований Татарстана. Органам госфинконтроля рекомендовано усилить работу по проверке эффективного и результативного использования бюджетных средств, выделяемых на организацию питания, качества и полноты выполнения государственных заданий автономными и бюджетными учреждениями.