Сегодня в республике с помощью средств фотофиксации нарушений правил дорожного движения контролируется скоростной режим на 1174 полосах автомобильного движения. К концу года «полос под наблюдением» станет на 200 больше. Эти данные были озвучены на состоявшейся на днях пресс-конференции в Управлении ГИБДД по РТ.
Вот уже более десяти лет назад в Татарстане появились средства автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. С тех пор республиканский «автотабун» существенно увеличился, на дорогах появилось много новых водителей, однако число жертв дорожно-транспортных происшествий неуклонно снижается – по сравнению с 2004 годом это 310 сохраненных жизней. И хотя по-прежнему несоблюдение скоростного режима – одна из главных причин дорожных трагедий, сдвиги есть и здесь. Так, в 2004 году по этой причине случалось каждое третье ДТП, нынче – уже каждое шестое. Если вспомнить, что за эти годы российская и, соответственно, татарстанская Госавтоинспекция претерпела неоднократное сокращение штата, то необходимость внедрения автоматических «стражей дорог» становится очевидной.
По словам главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Татарстана Рифката Минниханова, за десять месяцев этого года, по данным приборов фото- и видеофиксации, вынесено около трех миллионов постановлений и 95 процентов из них – по нарушениям скоростного режима.
Сейчас в республике работает 287 передвижных фоторадарных комплексов «Крис-П» – это те самые мобильные устройства, которые устанавливаются вдоль республиканских автотрасс. Чаще их можно заметить за городом, в Казани и других крупных населенных пунктах Татарстана. На выезде из городов используются приборы стационарные, которые установлены на своих местах раз и навсегда. Приборы хоть и мобильные, но очень надежные. Говорят, скорость идущего транспорта они способны правильно измерить в любом положении, хоть вверх ногами их поставь. А вот для того чтобы получить четкое изображение автомобиля-нарушителя с легко читаемым госномером, требуется ежедневная правильная установка и настройка. Делает это сотрудник ГИБДД, тогда как охраняет прибор от «несанкционированных» посягательств работник сторонней организации, выигравшей сие право по тендеру. Почему сторонней? Да просто, если к каждому «Крису» приставить гаишника, то работать по прямому назначению, организовывая движение на дорогах республики, будет некому.
Данные со всех приборов, установленных на основании решения руководителя подразделения ГИБДД в особо нарушаемых местах той или иной автотрассы, стекаются в центр, откуда и приходят нарушителям «письма счастья»…
Система доказала свою эффективность и четкость. Так, в Управление ГИБДД Татарстана поступило 9800 жалоб на работу средств фото- и видеофиксации, еще 800 ушли напрямую в суды. Однако более девяноста процентов из них – с просьбой отмены штрафа по причине того, что за рулем автомобиля в момент нарушения находился не зарегистрированный владелец авто, а, например, человек, который приобрел его по договору купли-продажи. Но тут уж с законом не поспоришь: твоя машина, зарегистрирована на тебя – тебе и придет «письмо счастья».
Какие недостатки есть у мобильного «Криса-П»? Определить его местонахождение почти за километр можно с помощью радар-детектора, установленного в машине. Но, пожалуй, не так это и плохо – предупрежденный водитель снизит скорость и поедет по правилам.
«Мы с большим интересом следим за всеми новинками, появляющимися на рынке подобной техники, – подчеркнул Рифкат Минниханов. – В республике активно внедряется система «Автодория», с помощью которой замеряется средняя скорость движения транспорта на определенном участке. Эти камеры радар-детектор «не слышит», так что рассчитывать на его подсказку не стоит, лучше просто соблюдать скоростной режим. Сейчас внедряем систему определения весогабаритных параметров автотранспорта без его остановки для взвешивания. И можете быть уверены: Татарстан станет первым регионом, который купит аппарат, способный распознавать водителя даже слегка подшофе за рулем без медицинской помощи, как только таковой появится».
И если детектор для обнаружения пьяных водителей еще в перспективе, то нарушителей скоростного режима техника уже сегодня определяет безошибочно. Дешевле, а главное безопаснее, просто правила не нарушать. Все-таки штрафы нынче кусаются.