Фархат Хуснудинов: «В Конституционный суд может обратиться любой»

В июне этого года исполнилось пятнадцать лет с момента учреждения в Татарстане Конституционного суда. С его председателем Фархатом Хуснутдиновым – наша сегодняшняя беседа.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

information_items_10122957

В июне этого года исполнилось пятнадцать лет с момента учреждения в Татарстане Конституционного суда. С его председателем Фархатом Хуснутдиновым – наша сегодняшняя беседа.

— Фархат Гусманович, не секрет, что функционирование Конституционного суда для рядовых татарстанцев остается этакой «терра инкогнита». При этом суд называется Конституционным. Что это означает с точки зрения рядового гражданина?

— Подозреваю, что «терра инкогнита» для большинства наших сограждан является деятельность не только Конституционного суда, но и зачастую любого правоохранительного органа. И это несмотря на то, что они призваны обеспечивать охрану и защиту прав граждан и общественных объединений. Конституционным же суд является потому, что он обеспечивает, подчеркну, прямую защиту прав граждан, гарантированных Конституцией республики.

Поясню: в силу федеративного устройства нашего государства существует разделение полномочий между федеральным центром и субъектом Федерации. В пределах своего ведения российские регионы выстраивают иерархичную систему нормативно-правовых актов, основой которой является их основной закон – конституция или устав. Иными словами, конституция субъекта РФ – ориентир для развития всей нормативной системы на территории данного региона, включая муниципальный уровень.

Неукоснительное обеспечение предписаний основного закона – Конституции Татарстана законодательными и исполнительными органами в интересах граждан и общественных организаций и является основной нашей задачей. Это означает, что если житель республики либо юридическое лицо считают, что нарушаются его права, гарантированные Конституцией, они могут напрямую обратиться в Конституционный суд.

Важная его особенность заключается в том, что он выступает органом нормоконтроля, обеспечивающим проверку нормативных актов публичных органов республики.

— Напомните, когда в республике основан Конституционный суд? Каковы основные вехи его деятельности? Почему в сове время была прекращена деятельность Комитета конституционного надзора Татарстана?

— Полноценно Конституционный суд республики начал действовать 29 июня 2000 года. Но сама возможность создания органов конституционного надзора в субъектах Федерации появилась еще в 1989 году.

Татарстан одним из первых среди субъектов России принял в 1990 году закон о конституционном надзоре. Комитет конституционного надзора Татарстана состоял из семи членов, избранных на десять лет. С истечением срока их полномочий были избраны уже судьи Конституционного суда. Связано это было как раз с тем, что Закон республики «О Конституционном суде РТ» от 22 декабря 1992 года прямо устанавливал, что данный закон вступает в силу с момента избрания судей Конституционного суда. Потому и была прекращена деятельность Комитета конституционного надзора. Иными словами, комитет воплощал собой переходную форму к нынешнему состоянию дел.

— В чем состоят основные функции и задачи Конституционного суда? Нет ли дублирования с другими судами?

— Вы затронули важный вопрос разграничения компетенции между различными судами в области проверки законности нормативных актов.

Все мы в повседневной жизни руководствуемся определенными правилами поведения, при этом основным регулятором, безусловно, является право. Право устанавливает возможные варианты поведения в обществе. Иногда в силу определенных обстоятельств эти общеобязательные правила приводят к нарушению прав граждан и организаций. Вот здесь и проявляется публичная значимость данной категории дел, так как нормативность предполагает распространение нормативного акта на неопределенный круг субъектов.

наша справка

Фархат Хуснутдинов. Судья первого квалификационного класса. Окончил Казанский госуниверситет по специальности «Правоведение», в прошлом году – Казанский федеральный университет по направлению «Психология». В декабре прошлого года избран Госсоветом Татарстана судьей и утвержден Председателем Конституционного суда РТ.

Действующее законодательство выделяет следующие суды, которые могут проверять законность изданных нормативных актов: Конституционный суд России, Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, Верховный суд страны, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды. У каждого из данных судебных органов – свои полномочия в области нормоконтроля, что предполагает отсутствие дублирования между судебными органами. При этом основные функции Конституционного суда Татарстана можно свести к проверке конституционности нормативно-правовых актов органов государственной власти республики и муниципальных образований.

Важной особенностью конституционного судопроизводства является участие в судебных заседаниях представителей Аппарата Президента республики, Госсовета, Кабинета Министров, председателя Верховного суда, председателя Арбитражного суда, прокурора РТ, которые вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.

— Фархат Гусманович, а каков состав Конституционного суда? Кто и на каком основании может стать его членом? Какова регулярность ротации судей?

— Конституционный суд республики состоит из шести судей, избираемых Государственным Советом.

Здесь имеются свои ограничения. Так, судьей Конституционного суда может стать гражданин страны не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Кроме того, соискатель не должен иметь гражданства иностранного государства, не должен состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах. Обязательно отсутствие судимости.

Полномочия судей сводятся к отправлению правосудия в форме конституционного судопроизводства на профессиональной основе. Ротация судей происходит раз в десять лет. При этом избрание на должность судьи на второй срок не допускается. Также установлен предельный возраст пребывания в должности судьи – он составляет шестьдесят пять лет.

— Насколько необходимым является опубликование решений Конституционного суда? А именно в том виде, который имеется в настоящее время? Наши читатели сетуют, что из текстов решений, которые публикуются в «Республике Татарстан», мало что понятно, потому что тексты очень большие, а суть умещается в двух абзацах…

— Никто не поспорит с тем, что рассмотрение дела о проверке конституционности оспариваемого акта должно быть достоянием всего общества. Опубликование решений Конституционного суда имеет первостепенное значение в силу особой значимости рассматриваемой категории дел. Согласитесь: предметом рассмотрения является проверка соответствия Конституции республики текста оспариваемого акта публичного органа, который распространяется на широкий круг субъектов.

Свойство нормативности присуще акту публичного органа в силу того, что оно подлежит обязательному опубликованию. Так, республиканские законы подлежат обязательной публикации в газетах «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан», либо должны быть опубликованы на официальном портале правовой информации.

При этом действительно нередко приходится слышать про «птичий», непонятный юридический язык. Но в защиту употребляемых в постановлениях Конституционного суда оборотов и самой структуры решения могу сказать, что мы, судьи Конституционного суда, взвешиваем и тщательно подходим к каждому слову, знаку препинания. Известный пример о месте запятой в выражении «Казнить нельзя помиловать» наиболее точно отражает важность каждого слова и знака препинания в постановлениях Конституционного суда, которые кажутся, возможно, излишне объемными.

По поводу сути, умещающейся в двух абзацах, могу сказать, что абзацы никак не могут быть вырваны из того контекста, который им предшествует.

— Окончательны ли решения Конституционного суда? Чем эти решения являются, кому направляются, для кого они являются рабочим материалом?

— Решения Конституционного суда Татарстана окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в законную силу немедленно после его оглашения.

Помимо опубликования в официальных печатных изданиях, текст решения направляется всем участникам судебного заседания, включая представителей госорганов.

С момента оглашения постановления Конституционного суда подлежат обязательному исполнению. Кроме того, если этим постановлением была признана несоответствующей Конституции республики какая-либо норма, примененная в рамках дела, который рассмотрен судом общей юрисдикции либо арбитражным судом, это может явиться в дальнейшем основанием для пересмотра дела по новым обстоятельствам в отношении лица, обратившегося с жалобой в Конституционный суд.

— Фархат Гусманович, поясните, чем отличаются определения и постановления Конституционного суда? Эти отличия принципиальны?

— Отличия имеются. Для большей ясности хотелось бы вкратце раскрыть стадии, через которые проходят жалобы в нашем суде. Первоначально предъявляемая жалоба проверяется аппаратом суда на предмет ее соответствия требованиям норм процессуального права, а именно соблюдения установленной законом формы и содержания жалобы, подведомственности предъявляемой жалобы Конституционному суду. Например, нам поступают жалобы по вопросам условно досрочного освобождения. Жалуются также на действия органов ГИБДД, на решения судов общей юрисдикции. В этом случае, даже если жалоба составлено правильно, мы разъясняем, что это не относится к ведению Конституционного суда республики.

  • Уникальность миссии Конституционного суда заключается в том, что это единственный орган госвласти, в прямую обязанность которого входит подчинение политики праву, политических акций и решений – конституционно-правовым требованиям и формам. КС функционирует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Основного закона.

В рамках следующей стадии дело передается на изучение одному из судей Конституционного суда, который готовит по нему заключение. Здесь возможны два очевидных процессуальных последствия: передача дела на рассмотрении заседания Конституционного суда либо отказ. В первом случае процесс завершается вынесением итогового решения. Это решение по существу доводов жалобы заявителя именуется постановлением.

Все иные решения Конституционного суда, принимаемые в ходе отправления правосудия, именуются определениями.

Постановления и определения нашего Конституционного суда выносятся именем Республики Татарстан.

— Какова статистика решений Конституционного в отношении позитивных вердиктов в адрес простого заявителя? Насколько высока вероятность решения в пользу гражданина? Назовите, если можно, прецеденты, в том числе недавние.

— В случаях, когда есть факты нарушения основных прав и свобод, гарантированных Конституцией, не сомневайтесь: у обратившегося получить решение в свою пользу шанс стопроцентный.

Самый свежий пример. Дело, рассмотренное в текущем году по жалобе гражданина Ивана Валерьевича Авдеева на конституционность отдельных нормативных актов исполкома Альметьевского муниципального образования. По результатам рассмотрения дела правила благоустройства территории города Альметьевска, на основании которых на гражданина был наложен штраф, были признаны в полном объеме не соответствующими Конституции республики, поскольку они не были опубликованы официально для всеобщего сведения.

Хочется подчеркнуть также: даже в тех случаях, когда судьи признают нормативно-правовой акт соответствующим Конституции, по некоторым делам мы даем публично-правовым образованиям рекомендации, направленные на совершенствование действующего механизма правового регулирования. В частности, за истекшую историю нашего суда с 2000 года в 27 из 55 постановлений были даны рекомендации публичным органам.

— Как часто в Конституционный суд обращаются граждане – не обязательно с исковыми заявлениями, а с обычными обращениями, за консультациями? Возможны ли вообще такие консультации? Платные ли это услуги?

— Могу сказать, что наблюдается положительная динамика в увеличении количества обращений граждан. В прошлом году в Конституционный суд Татарстана поступило 235 обращений от граждан.

Поправлю вас: граждане обращаются к нам не с исковыми заявлениями, а с жалобами. Именно такова процессуально-правовая форма обращения в наш суд. В жалобе должны быть прописаны данные сторон, ссылка на нормы Конституции, нарушенные, по мнению заявителя, данные о подлежащем проверке нормативном акте.

Любой гражданин может обратиться с консультацией к работникам аппарата суда, кроме того, установлены часы консультаций судей, в течение которых граждане могут прийти к ним на прием.

Услугой при этом деятельность суда не назовешь, так как мы выступаем как публичный орган, уполномоченный в форме конституционного судопроизводства защищать права граждан. Потому единственный сбор, который требуется уплатить гражданину при обращении в суд, именуется государственной пошлиной, ее размер в настоящее время составляет триста рублей.

— Фархат Гусманович, расскажите, пожалуйста, вкратце о себе.

— Родом я из Кукморского района. Сразу после окончания школы поступил на юридический факультет Казанского университета. После второго курса была служба в армии. После окончания университета долгие годы проработал на разных должностях в Минюсте республики, затем была работа в компании «Татэнерго». Два года возглавлял Третейский энергетический суд. С 2005 года работал в Правительстве Татарстана – сначала помощником Премьер-министра, в дальнейшем – руководителем его секретариата.

Каждый этап, безусловно, оставил для меня свой позитивный опыт, который каждый день помогает в работе.

— А как вы работаете с подчиненными? Большой ли аппарат у Конституционного суда? Когда у вас профессиональный праздник?

— На мой взгляд, работаем мы слаженной командой. Хочу подчеркнуть: работа в суде является весьма ответственной, а потому я к своим сотрудникам требователен, ведь мелочей в нашем деле не бывает.

В аппарате суда двадцать сотрудников. И четыре отдела – общий, финансово-экономический, научно-аналитический, отдел подготовки судебных заседаний и редакционно-издательской деятельности. Кроме того, в аппарат входят советники судей. У каждого один советник.

А вот отдельного профессионального праздника у нас нет. Но с учетом того, что все наши сотрудники – юристы, то к нашей профессиональной дате можно отнести День юриста, который ежегодно отмечается 3 декабря.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще