К 80-летию со дня образования в МВД службы по делам несовершеннолетних
В последний день весны, накануне Международного дня детей, свой профессиональный праздник отметили «ангелы в погонах» – сотрудники подразделений инспекции по делам несовершеннолетних.
Служба существует уже 80 лет – 31 мая 1935 года Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». Именно с этого момента в составе милиции появились специализированные подразделения и работники, которые занимались проблемами предупреждения подростковой преступности.
Корреспондент «РТ» встретилась с женщиной, более сорока лет посвятившей служению этому благородному делу. Знакомьтесь: полковник милиции в отставке, ныне – ответственный секретарь Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Илсояр Гарифуллина.
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
По профессии моя обаятельная собеседница – педагог, работала в школе, потом в подростковом клубе. По роду деятельности приходилось тесно контактировать с сотрудниками детской комнаты милиции (ДКМ), вместе вытаскивали из трудных жизненных ситуаций таких же трудных подростков, вместе решали их семейные проблемы. Так и возникло у молодой учительницы желание заняться этим делом основательно.
– В 1974 году я пришла инспектором в детскую комнату милиции Ленинского района Казани. Название, может быть, банальное, но статус этой должности был весьма значим – служба находилась в составе уголовного розыска. Нас было мало – на весь район пять инспекторов и один старший инспектор. С благодарностью вспоминаю своих учителей – начальницу Марию Петровну Чистякову, Флеру Касимовну Шакирову, Валентину Дмитриевну Никифорову. Строгие, подтянутые, всегда с портфелем. Многому у них научилась, – вспоминает Илсояр Халялетдиновна.
Если
– Основной состав преступлений тогда – мелкие кражи. Да, каждой эпохе, поколению свойственны свои материальные кумиры. Сейчас это всевозможные гаджеты, а тогда – значки, появившиеся шариковые ручки. Вот киоски «Союзпечати» они и грабили, – продолжает рассказ Илсояр Халялетдиновна.
Сколько ребят вернула на истинный путь молодая сотрудница ДКМ вместе со своими зрелыми наставницами – и не счесть. Илсояр Халялетдиновна вспоминает, что ее начальница Мария Чистякова тогда была в звании старшего лейтенанта, – это был потолок, звание капитана ей присвоили незадолго до выхода на пенсию только с учетом ее боевых заслуг – она являлась участником Великой Отечественной войны. Но в 1980 году ДКМ были переименованы в инспекции по делам несовершеннолетних – поднялся статус службы, в два раза увеличилось количество сотрудников, начальники отделений стали майорами, инспекторы – капитанами. Но и ответственность повысилась. Службу вывели из состава уголовного розыска, сделали самостоятельной, приблизили к участковым.
– Почти семь лет я отработала инспектором при детской комнате. В 1980-м возглавила инспекцию ПДН в Московском районе. В 1990 году пришла в УВД Казани и 19 лет была начальником ПДН города. Шесть лет назад ушла на пенсию, но ни одного дня не просидела дома – сначала назначили советником начальника УВД по Казани, сейчас работаю в Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних. Всего три места работы – и вся жизнь, – коротко и емко обрисовала трудовую биографию собеседница. – Очень благодарна судьбе и своим руководителям, в первую очередь Асгату Ахметовичу Сафарову, что дали мне такую возможность – в пенсионном возрасте продолжить трудиться по призванию.
ПОЛКОВНИЧЬИ ЗВЕЗДЫ
А между тем работать в инспекции ПДН ей пришлось именно в те годы, когда по Союзу пронеслось географическое проклятие под названием «казанский феномен».
– Выражение появилось благодаря одной казанской журналистке, хотя в этом явлении не мы первопроходцы. Можно было назвать его алмаатинским, волгоградским. До нас такие группировки уже появлялись. Но мне пришлось столкнуться с этим вплотную, – погрузилась в воспоминания Илсояр Халялетдиновна.
Сегодня этот феномен стал достоянием истории. Благодаря мерам, предпринятым по его ликвидации, многолетней кропотливо выстроенной и отлаженной работе с неблагополучными подростками в 1995 году МВД по РТ успешно выдержало комплексную проверку из Москвы, а Илсояр Гарифуллина стала первой женщиной в республике, которая получила звание полковника в милиции общественной безопасности.
Татарстан и сегодня числится в лидерах по профилактике подростковой преступности.
«Это справедливая и достойная оценка, – считает моя собеседница. – У нас создана серьезная нормативная база, выстроена целая вертикаль профилактики. Есть все возможности работать в полную силу, что и делают наши подразделения по делам несовершеннолетних. Хотя штат службы невелик – на всю республику всего 340 человек.
Работая ответсекретарем республиканской комиссии ПДН, Илсояр Халялетдиновна находится в постоянном контакте со своими коллегами из инспекции, ее руководителем – начальником Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД по РТ полковником полиции Ларисой Осиповой.
– Лариса Юрьевна – моя ученица, я принимала ее на работу. Горжусь, что она дошла до таких высот. У нее много таких качеств, которых мне недоставало. Я немножко импульсивная, а у нее, как говорил Дзержинский, более холодная голова. Она владеет всеми тонкостями профессии, верно чувствует время, – делится собеседница.
Илсояр Халялетдиновна говорит, что, к счастью, инспекция ПДН имеет женское лицо. Она с огромным уважением рассказывает об инспекторах, которые десятилетиями занимаются трудными подростками, их семьями:
– Просто ради того, чтобы была работа, этим делом заниматься не получится: мы работаем с живыми людьми, детьми. А ребенок – это такое чуткое создание, фальшь чувствует моментально. Если ты сказала «помогу», ты тресни, но помоги. И нужно найти правильные слова, чтобы донести до ребенка всю информацию, правильно выстроить фразу, сказать с нужной интонацией, взвешивая каждое свое слово, каждую мысль, каждое движение. Только тогда ребенок тебе поверит и скажет заветные слова – «мой инспектор». Мне кажется, сотрудницы, которых их подопечные называют «мой инспектор», имеют звание выше полковника.
А еще Илсояр Халялетдиновна безмерно благодарна своей семье за понимание и поддержку. За то, что ни разу не услышала от них ни одного упрека, а ведь иногда на работе пропадала сутками, воспитывала детей по телефону, сын вырос в песочнице не у родного дома, а возле работы…
– Когда мне присвоили полковника, сказала своему супругу, что из трех звездочек две – его. Все тяготы моей службы, которую я безмерно люблю, они выдержали… Всегда говорила своим девочкам-инспекторам: «Никогда не забывайте, что вы – женщины, никогда не терпите грубость. Только имея собственную образцовую семью, вы имеете моральное право воспитывать нерадивых родителей и их незаконопослушных детей».
Я с огромным уважением отношусь к сотрудникам инспекции по делам несовершеннолетних, желаю им мудрости и терпения. Знайте – вы занимаетесь благородным делом!