Во вторник стало известно, что следственными органами владелице автобуса Mercedes-Benz 51-летней Виктории Лариной предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
Как сообщил представитель СКР Владимир Маркин, следствие полагает, что автобус (в результате крушения которого, напомним, в Нижегородской области пострадали ехавшие в Санкт-Петербург на соревнования по карате десять подростков из Татарстана; двенадцатилетняя девочка и двое взрослых погибли) не был оборудован детскими креслами безопасности. Свою вину Ларина признала полностью, она заключена под стражу.
«В рамках расследования будет дана юридическая оценка действиям сотрудников Министерства по делам молодежи и спорту и ГИБДД МВД по Республике Татарстан, не обеспечивших надлежащую отправку детей в другой город», – сообщил Владимир Маркин.
Именно тем фактом, что идет следствие, участники брифинга в Доме Правительства отказались давать комментарии на некоторые острые вопросы журналистов. И все они – и начальник Управления ГИБДД Рифкат Минниханов, и заместитель министра по делам молодежи и спорту Алмаз Мингулов – уверены в одном: в подобных случаях вина полностью лежит на организаторе перевозок.
К сожалению, в последнее время приходится констатировать, что активные действия по устранению недостатков начинаются после случившейся трагедии: сгорел торговый комплекс – активизируются пожарные, случилась авария на железнодорожном переезде – начинается их всеобщая проверка, обвалилась стена в детском саду – проверяют все дошкольные учреждения и компетенцию строителей и так далее. Здесь же иная ситуация. Все документы, в частности постановления Правительства РФ №1176 и №1177, регламентирующие изменения в правилах дорожного движения и правилах организованной перевозки групп детей, подписаны еще в декабре 2013 года. В них детально прописывается допустимое время перевозки, количество детей, расстояния перевозки, скорость движения, требования к транспортным средствам и водителям.
Документы есть, требования известны, но… они игнорируются. Так, по словам Рифката Минниханова, водитель автобуса Эдуард Гатиятов (который задержан по обвинению в нарушении ПДД и эксплуатации транспортного средства, повлекшем смерть двух и более человек, и проходит лечение в стенах СИЗО) знал, что перевозка детей осуществляется с нарушением, потому умышленно выбрал маршрут через Зеленодольск, а не через КПП «Малиновка», где его обязательно бы задержали, а рейс, ставший трагическим, отменили бы.
- Рифкат Минниханов: «Если бы родители знали, что детей нельзя отправлять в дорогу автобусом ночью, ДТП бы не произошло»
Свои объяснения следователям обязательно дадут и представители Минспорта. На брифинге же Алмаз Мингулов заявил, что авария случилась по той причине, что перевозка сборной Татарстана по карате осуществлялась с грубым нарушением постановлений – без оформления соответствующих документов, причем по инициативе Федерации карате республики и родителей детей. Был бы официальный вызов или письмо от федерации, ведомство выделило бы средства (а они, как заверил замминистра, в бюджете были) и отслеживало бы командировку. Но в Минспорта такие документы не поступали, командировочные не выплачивались, а посему министерство, как предписывает госоргану закон, не вмешивалось в деятельность общественной организации, коей и является Федерация карате.
Между тем на балансе Министерства по делам молодежи и спорту РТ находятся 174 автобуса, все они оснащены спутниковой навигацией и подключены к системе ГЛОНАСС+12. В республиканские и муниципальные подведомственные учреждения министерством переданы 157 комплектов видеорегистраторов и 145 комплектов ограничителей скорости для установки на автобусы, перевозящие детей. И как следствие – при транспортировке юных спортсменов, участников фестивалей, при доставке ребят к месту летнего отдыха за весь прошлый год никаких ЧП с участием детей, по словам Алмаза Мингулова, допущено не было. С еще большей ответственностью планируется подойти к обеспечению безопасности перевозки детей в текущем году.
Главный инспектор ГИБДД республики особо подчеркнул тот факт, что о безопасности перевозки детей в первую очередь должны позаботиться родители. Идет ли речь о личном транспорте или арендованном, предоставленном ведомством. А будут или нет колонну автобусов сопровождать экипажи ГИБДД, зависит от сложности маршрута и организаторов – нужно лишь заблаговременно подать заявку. Ведь сопровождение – это не просто автомобиль с мигалкой во главе колонны, разъяснил Рифкат Минниханов, это предварительная проверка маршрута следования, дополнительные посты, инструктаж и освидетельствование водителей. «Это целый комплекс мероприятий. Такая процедура есть, и мы будем и дальше ее придерживаться», – отметил он.