Можно ли обеспечить безопасность детей на дорогах в наше непростое время? Казалось бы, вопрос риторический – мы, взрослые, просто обязаны это сделать.
Однако до сего дня весь мир бьется над поставленной задачей с переменным успехом. Запад столкнулся с проблемой раньше, чем мы, соответственно, раньше озаботился и ее решением. Впрочем, стремительный рост автомобилизации России позволил нам догнать и, как ни грустно, перегнать старушку Европу по количеству дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с участием несовершеннолетних. Разумеется, гордиться таким лидерством не приходится, а потому в стране разработано и разрабатывается множество государственных программ, направленных на исправление ситуации.
Одна из них, самая крупная и масштабная, – «Программа повышения безопасности дорожного движения» получила старт в 2006 году и была пролонгирована с новыми задачами до 2020 года. Сразу оговоримся, что Татарстан в реализации этой программы отметился с лучших позиций, исполнение заданных показателей идет по плану. В преддверии 1 июня – Международного дня детей – о «детской составляющей» программы мы говорим с главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по РТ Рифкатом Миннихановым.
– Самым показательным результатом эффективности федеральной программы в республике стало существенное снижение количества грубых нарушений правил дорожного движения, – говорит Рифкат Нургалиевич. – Так, например, в столице республики всего через год после установки большого количества камер фото- и видеофиксации число нарушений скоростного режима значительно сократилось. Водители стали ездить аккуратнее – если лет семь назад «летали» на скорости от ста до двухсот километров в час, то теперь таких случаев в городе – единицы. Правда, общее число нарушений несколько увеличилось, однако они стали куда менее «яркими».
Со снижением скорости уменьшилось число сбитых пешеходов, в том числе и несовершеннолетних. Впрочем, и поведение наших пешеходов тоже оставляет желать лучшего. Причем взрослые ведут себя на дороге порой куда беспечнее, чем дети. Так что «рейды по пешеходам» – тоже неотъемлемая часть работы Госавтоинспекции. К сожалению, и для этой категории участников дорожного движения самое действенное наказание не увещевания инспектора, а выписанный штраф за переход дороги в неположенном месте.
– Наказание рублем тоже не панацея. Нужны и другие методы…
– Безусловно. Если дисциплина всех участников движения, на мой взгляд, остается главной составляющей безопасности, то чрезвычайно важен и второй аспект – приведение всех дорог республики в нормативное состояние. Дорога должна обладать всеми элементами безопасности – от надземных пешеходных переходов до разделительной полосы и нормальных обочин.
Пока, к сожалению, в республике много дорог не то что без разделительной полосы, но и без тротуаров, без внешнего освещения. Необходимо разделить транспортный и пешеходный потоки. И неправда, что идеальные дороги провоцируют желание проехаться с ветерком и, соответственно, увеличивают риск серьезных аварий. Посмотрите статистику ДТП на европейских и американских автострадах – смертельных исходов в разы меньше, чем на остальных дорогах.
– И как бы вы оценили нашу дорожную инфраструктуру, скажем, по пятибалльной системе?
– Как главный инспектор безопасности дорожного движения больше двоечки не поставлю. Кое-где – «удовлетворительно», а «отличных», к сожалению, не видел – на любой, даже новой дороге
– Вы возглавляете республиканскую Госавтоинспекцию вот уже почти двадцать лет. За эти годы не выработали собственного критерия благополучия на дороге?
– Число дорожно-транспортных происшествий – более показательного критерия никто не придумал. Меньше аварий – больше порядка. В идеале их число должно стремиться к нулю. Но дорога – самое опасное место и в городе, и за городом. Причем даже самый внимательный и грамотный участник движения может обезопасить себя в лучшем случае наполовину – остальные пятьдесят процентов на совести окружающих. На дороге как в бою: если каждый будет действовать только в своих интересах, то потери неизбежны.
– С какого возраста вы предложили бы воспитывать участников дорожного движения?
– А с нуля! В первую поездку – из роддома домой – младенца нужно доставлять только в автолюльке. И дальше перевозить только в автокресле.
– Кстати, о детских удерживающих устройствах. В правилах сказано, что в машине должно быть детское удерживающее устройство, обеспечивающее безопасность. Слова «автокресло» там нет…
– Если некоторые родители готовы из-за дешевизны неэффективных устройств рисковать здоровьем, а то и жизнью своих детей, то на защиту малолетних пассажиров встанет Госавтоинспекция. В республике для перевозки детей применимо только авто-
кресло, причем укрепленное в салоне надежно, – так, как рекомендует инструкция по установке. Вот недавно случай у меня был – на прием пришел папаша с претензией: «Отмените постановление о штрафе, адаптер ФЭСТ правилами не запрещен». Я ему объяснил: «Вы знаете нашу позицию, штраф придется оплатить. И купите своему ребенку рекомендованное производителем вашего автомобиля кресло, чтоб не платить и дальше. Можете обращаться в суд».
– И обратился?
– Пока у меня данных об этом нет. Думаю, уточнения в правилах все-таки скоро появятся. К тому же сегодня многие модели автомобилей оборудуются ремнями безопасности задних сидений с встроенными надувными подушками безопасности, крепить к которым адаптеры недопустимо. Правда, до того времени, пока все приобретут такие модели, еще много воды утечет. А детей нужно беречь уже сегодня. Но мы отвлеклись от разговора об обучении.
Рифкат МИННИХАНОВ, главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по Республике Татарстан
Игра в машинки – тоже своего рода урок безопасности. Для малышей ясельного возраста – лет с двух, когда они уже более-менее держат в руках карандаш, есть специально разработанные книжки-раскраски. Мои младшие внуки, например, часами возятся с такой «литературой». Пазлы есть тематические.
Особая статья – детсад. У нас много детских учреждений в республике, где урокам безопасности уделяется большое внимание. Так, в одном из таких дошкольных учреждений увидел, что на шкафчиках в раздевалке вместо привычных ягодок и цветочков изображены дорожные знаки. С моей точки зрения, здорово, когда трехлетний карапуз заявляет, что на его шкафчике изображен знак «Дорожный переход». Можете быть уверены, что уже на подсознательном уровне этот знак отпечатается в его памяти на всю жизнь.
– Здорово, конечно, но когда еще этот малыш будет способен применить свои знания в повседневной жизни…
– Напрасно вы иронизируете. Информация лишней не бывает, в этом возрасте знания впитываются, как вода губкой. Отмечено статистикой: к пяти годам дети, которым прививают навыки правильного поведения на дороге с ясельного возраста – в игровой форме, конечно, в детсадовском автогородке на своем трехколесном велосипеде лихо ориентируются в дорожной ситуации: и светофор видят, и пешеходов пропускают. А все заученное в детстве остается на всю сознательную жизнь.
Казалось бы, вот вам действенный инструмент для воспитания будущих участников дорожного движения. Совместно с педагогами республиканского Центра безопасности жизнедеятельности, созданного по инициативе Госавтоинспекции, мы разработали региональную систему обучения детей безопасности на дорогах, подготовили достаточное количество воспитателей детсадов. Но… Навыки нужно отрабатывать на практике, тогда как автогородок на свежем воздухе большинству дошкольных учреждений нынче, что называется, «не по зубам» – нужна довольно большая да к тому же асфальтированная и оборудованная площадка. Впрочем, есть альтернатива – так называемый мобильный автогородок: набор знаков и другой дорожной атрибутики, который в считаные минуты можно установить в спортивном или актовом зале. Стоит такое удовольствие около двухсот тысяч рублей. Однако и мобильные автогородки есть далеко не во всех детсадах…
К тому же с введением образовательных стандартов часов на обучение детей не хватает даже в детских садах, а уж в школах положение вообще аховое. Учебный процесс настолько плотно загружен, что практических часов попросту не хватает. Программа сплошь и рядом не выполняется, уроки дорожной безопасности, рассчитанные федеральной программой, заменяют другими предметами. Почему-то никому не приходит в голову, что на дороге ребенка не спасет ни прекрасное знание иностранного языка, ни познания в точных науках. И что за один урок в месяц ребенку можно, конечно, дать общую информацию, только усвоит он в лучшем случае процентов десять от услышанного. А чтобы это закрепилось в его сознании, нужны практические навыки.
По девять часов занятий в различных возрастных группах детских садов – это уже хорошо, но полученные сведения о порядке безопасного движения, видах транспорта, опасностях, дорожных знаках и сигналах нужно быстро и надежно закрепить, а в начальной школе из двенадцати часов курсов «Окружающий мир» и «Значение труда для человека и общества» всего два часа отводится на правила безопасного поведения на дороге и в транспорте. С пятого по седьмой класс часов на ПДД и безопасность движения вообще не предусмотрено! С восьмого класса из тридцати пяти часов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» всего два – на ПДД. И даже этот минимум – на усмотрение преподавателя. А нужно хотя бы двадцать три часа, целевых и обязательных. К сожалению, и в новом федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, действующем с этого года, часов на изучение ПДД также нет.
Госавтоинспекция делает сегодня акцент на обучение старшеклассников в ДЮАШ (детско-юношеских автошколах) и в отрядах ЮИД (юных инспекторов движения). Но они охватывают в лучшем случае десятую часть татарстанских ребятишек, остальных нужно учить в детсаду, в школе. И, конечно, дома.
– Ваш совет родителям в преддверии Международного дня детей.
– Не нарушайте правила дорожного движения, особенно в присутствии детей. В лучшем случае они сделают вам замечание, а в худшем – скопируют ваше поведение. И если с ними
– Вопрос не по теме. 1 июня вы всегда проводите в каком-то детском учреждении, так что желающим поздравить вас с вашим днем рождения, совпавшим с Международным днем детей, приходится подождать. Нынешний юбилей вы будете отмечать так же?
– Конечно. Да простят меня родственники, друзья, коллеги, но лучшей компании для праздника не выбрать. Для детей мы работаем, создаем условия и вообще – живем. Счастливые детские улыбки вокруг тебя – что может быть прекраснее?