Результаты контроля за использованием бюджетных средств, выделяемых на капитальный ремонт, реконструкцию и строительство объектов, а также факты закупок товаров по ценам, превышающим среднерыночные, и поставок товаров, не соответствующих условиям государственных (муниципальных) контрактов, стали предметом детального обсуждения на прошедшем на днях заседании Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан.
В Татарстане ежегодно реализуются десятки инвестиционных, социальных программ, связанных с ремонтом, реконструкцией, строительством объектов социально-культурной сферы, жилищно-коммунального комплекса, дорожной инфраструктуры. И органы госфинконтроля, правоохранительные структуры постоянно проводят проверки по данному направлению. Безусловно, применение типовых проектов и постоянный контроль за реализацией ключевых программ положительно сказываются на эффективности использования средств бюджета. Вместе с тем результаты контрольных мероприятий показывают, что в отдельных случаях система дает сбои, особенно в части освоения средств местного бюджета. Обобщенные данные по предотвращению фактов завышения стоимости ремонтных и строительно-монтажных работ представил первый заместитель министра финансов – директор Департамента казначейства Министерства финансов РТ Марат Файзрахманов. Затем начальник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел по РТ Ильдар Сафиуллин рассказал о результатах работы МВД по этому направлению, основным составам правонарушений и практике привлечения виновных лиц к ответственности.
Была заслушана информация первого заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ Фарита Ханифова. По его словам на утверждение Кабинета Министров представлены методические рекомендации по формированию цены госконтракта (договора подряда) на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов капстроительства. И этот документ, по его мнению, поможет на 99 процентов убрать негатив, который сегодня имеется. Все большую роль играет и общественный контроль: в сфере ЖКХ, по капитальному ремонту многоквартирных домов нареканий стало меньше.
- В числе основных причин завышений цены закупки, помимо чисто мошеннических действий, были названы отсутствие эффективного технического контроля, громоздкость процедуры закупок, необходимость полного освоения бюджетных средств, поступивших в конце финансового года
Участниками заседания принято решение в ходе проверок использования бюджетных средств, выделяемых на капитальный ремонт, реконструкцию и строительство объектов, особое внимание уделять обоснованности приемки и оплаты объемов выполненных работ, стоимости используемых строительных материалов, выявлению фактов замены предусмотренных проектно-сметной документацией дорогостоящих материалов, оборудования более дешевыми.
Председатель Межведомственного координационного совета Алексей Демидов отметил, что уже не первый год результаты проверок Счетной палаты показывают: заказчиками допускаются поставки некачественных товаров и оборудования, заключение контрактов по ценам, значительно превышающим среднерыночные. Выявляются факты, когда ассортимент поставляемой продукции не соответствовал условиям контрактов.
Вторая часть проблемы – поставка товаров, не соответствующих требованиям государственного контракта, особенно это касается поставок продуктов питания. Об этом говорится не первый год, но тем не менее нарушений меньше не становится. Что и подтвердили в своих выступлениях руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ Александр Груничев и аудитор Счетной палаты РТ Азат Валеев.
В сложившихся непростых экономических условиях контролирующие и правоохранительные органы намерены усилить внимание к выявлению фактов завышения цен, осуществлению контроля за соблюдением условий контрактов, а также принимать своевременные и действенные меры реагирования. А при проведении контрольных мероприятий в учреждениях социальной сферы, образования и здравоохранения в обязательном порядке анализировать вопрос организации питания.
Сводным планом контрольных мероприятий, утвержденным на 2015 год, предусмотрено провести 104 контрольных мероприятия, в том числе шесть аудитов эффективности использования бюджетных средств. Финансовым контролем планируется охватить сферы образования, здравоохранения, социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и реконструкцию транспортной инфраструктуры.