В МВД по РТ подвели итоги операции «Арсенал»
Вряд ли воришка, рыская по еще законсервированным на зиму дачным домикам садоводческого общества «Лагерная», что в Кировском районе Казани, рассчитывал на богатую добычу. Искал самое традиционное – бытовую технику, цветмет, электроинструменты…
Но наткнулся на металлический сейф. Сезон – спокойный, времени – уйма, так что о часах, потраченных на спиливание петель, злоумышленник не пожалел. В сейфе он обнаружил гладкоствольный карабин «Сайга-410К-01», двухствольное охотничье ружье ИЖ-81, 80 патронов разных калибров.
Обнаружив пропажу своего охотничьего арсенала, 38-летний житель Казани, на которого это оружие было зарегистрировано, обратился с заявлением в полицию. Буквально через три дня по подозрению в краже был задержан 21-летний казанец, все похищенное у него было изъято.
Эта кража – пока единственный в Татарстане за 2015 год факт хищения оружия и боеприпасов. К счастью, злоумышленник не успел его продать или применить. А между тем в МВД по РТ отмечают, что за последние три года в республике наблюдается рост преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия: если в 2013 году было зарегистрировано 42 таких преступления, в 2014-м – 45, то в текущем – уже 12. Среди них и нашумевший случай, когда зеленодольский инкассатор, похитив более 63 млн рублей, выстрелил из табельного оружия в своего коллегу.
По словам начальника отдела Управления уголовного розыска МВД по РТ, подполковника полиции Михаила Синцова, только четыре из двенадцати преступлений совершены с применением нелегального оружия, восемь – с использованием охотничьего, травматического, газового и служебного, находящегося у граждан на законных основаниях. Если учесть, что законными владельцами оружия в Татарстане числятся более 35 тыс. человек, а также принимая во внимание огромное количество нелегального оружия у населения, правоохранительные органы всеми силами стараются нивелировать известное выражение Чехова: «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то к концу оно должно выстрелить». То есть ружье на сцену лучше не выносить.
Только в текущем году из незаконного оборота в республике изъято 34 единицы огнестрельного оружия, в числе которых один автомат, четыре пистолета, две винтовки, по восемь обрезов и охотничьих ружей, три гранаты, 627 патронов и более килограмма взрывчатых веществ. Основная часть была изъята за неделю проведения оперативно-профилактической операции «Арсенал».
Несмотря на предпринимаемые меры, у населения продолжает оставаться большое количество оружия и боеприпасов. И если одни целенаправленно приобретают ружья и пистолеты, как правило, для охоты или самообороны, то другие просто не знают, что делать с найденным, доставшимся в наследство от умершего родственника или ставшим ненужным арсеналом.
– Сдавать, – однозначно заявляет начальник Центра лицензионно-разрешительной работы МВД по РТ, полковник полиции Артем Кузнецов. – В Татарстане почти 20 лет проводится работа по приему от граждан за вознаграждение незаконно хранящихся предметов вооружения. За эти годы принято около 30 тысяч единиц различного огнестрельного оружия. Особую активность граждане проявили в этом году – в органы внутренних дел обратились 207 человек, от них принято 216 единиц различного вида оружия и боеприпасов.
Артем Кузнецов считает, что активность граждан в этом году вызвана кризисом – ненужное оружие оказывается выгоднее сдать и получить вознаграждение, чем продлевать лицензию и проходить обучение. Ведь даже за один патрон можно получить 20 рублей, а их сдают сотнями. За боевую гранату или гладкоствольное охотничье оружие дадут по 1500 рублей, вдвое дороже оценивается нарезное оружие. По словам полковника Кузнецова, на мероприятия по стимулированию добровольной сдачи оружия из бюджета Татарстана на этот год выделено 1,2 млн рублей, населению уже выплачено 385 тыс. рублей.
По мнению полковника, многие мужчины покупают охотничьи ружья из-за азарта – у друзей, мол, есть, а у меня нет. Но, выйдя в первый раз на охоту, понимают, что никогда не смогут выстрелить в живое существо. Так и хранится ружьишко в особом месте, а хозяин переживает – не доберется ли до него ребенок, не привлечет ли в дом нежеланных гостей.
Другие покупают газовые пистолеты или травматику для самообороны, но срок лицензии заканчивается, а за эти пять лет оружие ни разу не понадобилось. Артем Кузнецов из своей многолетней практики вспомнил лишь один давний случай, когда бизнесмен решил воспользоваться своим травматическим пистолетом. Он вышел из банка с крупной суммой в портфеле. Сумку вырвали двое (видимо, отслеживали), побежали. Пока бизнесмен пришел в себя, вспомнил, что у него под пиджаком пристегнут пистолет… Расстрелял все, до последнего патрона. После восьмого выстрела грабители вернулись, отобрали у жертвы оружие, изрядно его поколотили и убрались восвояси.
– Хотите чувствовать себя защищенным – купите газовый баллончик: и дешевле в десятки раз, и надежнее, – уверяет Артем Кузнецов. – А ненужный пистолет сдайте, попытки перепродать или переделать его под боевой чреваты для самого владельца.