«Авось» в законодательстве не проходит

Вечером 28 марта на дороге Казань – Оренбург водитель «Шевроле» не выбрал безопасную скорость, выехал на встречку и столкнулся лоб в лоб с идущей навстречу вазовской «семеркой». От полученных травм трехлетний сын водителя отечественного автомобиля погиб на месте, он сам скончался позже – в карете скорой помощи.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

information_items_10120669

Вечером 28 марта на дороге Казань – Оренбург водитель «Шевроле» не выбрал безопасную скорость, выехал на встречку и столкнулся лоб в лоб с идущей навстречу вазовской «семеркой». От полученных травм трехлетний сын водителя отечественного автомобиля погиб на месте, он сам скончался позже – в карете скорой помощи. Пассажирка «семерки», в течение нескольких минут потерявшая сына и мужа, госпитализирована в РКБ.

Сильнейший удар пришелся на левую сторону «семерки», шансов выжить ни у водителя, ни у его сына практически не было. А вот водитель иномарки, по вине которого погибли два человека, в ДТП не пострадал. Сотрудниками полиции он был задержан с явными признаками алкогольного опьянения. Вот такой результат выходных…

А ведь всего днем ранее, на пресс-конференции в Государственном Совете РТ, и сотрудники ГИБДД, и избранники народа, и журналисты с удовольствием отмечали, что показатели детского дорожно-транспортного травматизма существенно снизились по сравнению с прошлым годом. На следующий день заканчивались школьные каникулы, которые нынче оказались благоприятными с точки зрения безопасности дорожного движения – для школьников. Во многом это результат целенаправленной работы.

По словам заместителя начальника УГИБДД МВД РТ Юрия Ставниченко, с 10 по 31 марта в городах проходила профилактическая акция «Ребенок – главный пассажир». В эти дни инспекторы были ориентированы на особо строгий контроль перевозки детей без удерживающих устройств, работу с детьми-пассажирами и составление протоколов о детских нарушениях и карточек «Стоп! Твоя жизнь в опасности», активно задействованы юные помощники инспекторов – юидовцы. В преддверии каникул во всех школах республики прошли беседы с родителями и детьми. Впрочем, дети и так более внимательны на дороге и, похоже, лучше, чем взрослые, знают правила дорожного движения.

Большая часть пострадавших детей – это получившие травмы в салонах автомобилей, и в этих случаях вина взрослых не вызывает сомнений. До абсурда доходит – детское автокресло в машине есть, но неправильно закреплено или ребенок не пристегнут в нем ремнем безопасности. Так, в феврале этого года в Альметьевском районе водитель на опасном повороте не справился с управлением, машину вынесло на полосу встречного движения, и она столкнулась с микроавтобусом. Погибли женщина-пассажир и ее семимесячный сынишка. Малыш находился в автолюльке, однако не был пристегнут ремнями безопасности. А ведь кресло с ребенком находилось на заднем сиденье слева, где кузов автомобиля практически не пострадал.

  • В республике с начала года зарегистрировано 64 ДТП с участием детей, в которых погибли два ребенка и 68 получили травмы. Количество таких ДТП несколько увеличилось по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года, но удалось сохранить на три детских жизни больше

Тут на свет божий вылезают сразу несколько законодательных недоработок. К примеру, нигде в правилах дорожного движения не обозначено, что же такое детское удерживающее устройство – нормальное автокресло, неправильная матерчатая трапеция, пристегивающаяся к взрослому ремню, малопонятное устройство под названием «бустер» – по сути, жесткая подушка, и т. д., и т. п. Не говоря уж об особенностях пристегивания и крепления ДДУ в салоне автомобиля. В США, которые мы регулярно высмеиваем за чрезмерное, по нашему мнению, поклонение инструкциям, полицейский обязан проверить не только наличие детского автокресла, но и натяжение застегнутого на ребенке пятиточечного ремня, и даже крепление кресла на взрослом сиденье. И если, допустим, между спинкой автокресла и сиденьем расстояние более двух пальцев, дальше машина не поедет. Мы к жизни своих детей относимся, как к собственной – с большой долей надежды на «авось». Так что правила требуют серьезной доработки, «дырки» в законе нужно срочно ликвидировать.

Заместитель председателя Комитета Государственного Совета РТ по законности и правопорядку Рафил Нугуманов пообещал отдельно рассмотреть на заседании вопрос с детскими удерживающими устройствами и при необходимости выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень.

Впрочем, похожая судьба, вероятно, ожидает и статью 12.29 Административного кодекса РФ, касающуюся обязательного ношения световозвращающих элементов при передвижении по обочинам дорог вне населенных пунктов, которая вступит в силу в июле этого года.

С одной стороны, заставить всех сельских пешеходов оснаститься светоотражающими элементами – дело заманчивое. Все-таки наличие такого элемента на одежде делает его видимым в темное время суток за сто сорок метров при ближнем свете фар и аж за четыреста – при дальнем, уменьшая риск наезда на пешехода в два раза. Но опять в законе полно лазеек: нигде не написано, на каком месте фигуры человека должен располагаться блестящий элемент – на голове, на груди или на пятке? Не определен и размер элемента. Неизбежно возникнут проблемы с приобретением светоотражающих элементов. В магазине предлагается только одежда с вшитыми люминесцентными полосками, а вот с отдельными элементами – хуже.

  • Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Около 1000 детей и подростков в возрасте до 16 лет погибают ежегодно на дорогах России. Более 20 тысяч получают травмы. Около пяти процентов травмированных детей остаются инвалидами

К примеру, я честно перерыла все источники, в том числе в Сети. Заказать и купить через интернет-магазин можно и светоотражающие полоски, и значки, и некое подобие брошек с цветочками, симпатичными мордочками котят
и т. п. Но чтобы представить себе апу из дальней деревни за покупкой в интернет-магазине, нужно обладать недюжинным воображением. А в сельских магазинах такого товара пока никто не видел.

Правда, в республике кое-где уже налажено производство одежды со светоотражающими элементами, но кто ж из деревенских бросится покупать это новшество, даже под страхом штрафа от ГИБДД в пятьсот рублей? Самое обидное, что и работать этот закон вряд ли будет. По статистике, из ста «пешеходных» нарушений фиксируется только одно, максимум – два. Это в больших городах, а уж на периферии…

В общем, штрафовать будут выборочно – кто попадется, тот и виноват. Зато увеличится число пострадавших на дороге по своей вине: раз нет светоотражающих элементов, значит, сам и виноват, что на тебя наехали. Однако на безопасности дорожного движения в целом такое новшество вряд ли скажется положительно. Во всяком случае, в таком виде. И опять потребуются поправки.

По мнению Рафила Нугуманова, безопасность на дороге, особенно детская, должна быть в приоритете. Однако, уверен законодатель, уж слишком много вносится поправок и изменений в уже существующие законы.

– На каждой сессии мы получаем один-два проекта закона обязательно. Как сотрудники ГИБДД успевают за этими новшествами, не знаю, но народ уж точно опаздывает. А обстановка кардинально не улучшается, – посетовал он.

Между прочим, поправки в закон нужны в том случае, если первоначальный вариант не до конца проработан. Может, есть смысл сразу делать все на совесть, не рассчитывая на наш русский «авось»?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще