На днях Вахитовский суд Казани вынес приговор 33-летнему Алексею Молитвослову – современному Остапу Бендеру. За несколько лет он сменил с дюжину фамилий, всплывая в разных уголках страны под личиной то продюсера, то священника, то начинающего политика. И всегда находились люди, беззаветно отдававшие проходимцу вместе с верой в него свои деньги. С криминальными гастролями аферист успел побывать в десятке городов. И только казанская публика оказалось более искушенной.
«Гражданин в фуражке с белым верхом… двигался по улицам города Арбатова пешком, со снисходительным любопытством озираясь по сторонам. В руке он держал небольшой акушерский саквояж. Город, видимо, ничем не поразил пешехода в артистической фуражке», – очевидно, Ильф и Петров писали своего Бендера с какого-то взаправдашнего афериста. Уж слишком велико сходство с реальными персонажами.
СИМПАТИЧНЫЙ СТИЛЯГА ИЩЕТ ДРУГА
Только голову появившегося в 2012 году в Казани Молитвослова (тогда он щеголял под именем Святослава Листьева) вместо фуражки покрывала бейсболка, а акушерский саквояж заменяла модная мужская сумочка. Иссиня-черные густые волосы вкупе с маленькими угольками цыганских глаз, небольшим же ростом и убедительнейшим лицом выгодно отличали гостя Казани от местных аферистов – уличных попрошаек, лжекалек и прочих сборщиков «благотворительной» помощи. Этот действовал не так прямолинейно.
Судя по всему, у новоявленного Бендера в Казани знакомых не было, а деньги нужны были позарез. А лучше – надежный человек с деньгами. Поскольку свои внешние данные мошенник оценивал трезво и понимал, что казанскую мадам Грицацуеву ему быстро найти вряд ли посчастливится, то поступил до неприличности банально. В ночном чате одного из музыкальных каналов опубликовал объявление: «Симпатичный стиляга ищет друга». Долго ждать не пришлось. Охотник до стильных друзей отыскался в тот же вечер. Как позднее на суде говорил откликнувшийся на объявление Сергей, уверенность, с какой держался Молитвослов, его смелые идеи, логические выводы, искренность не дали ни малейшего повода усомниться в его честности.
А Остапа тем временем несло. Любителю стиляг и новоявленному Шуре Балаганову он сулил золотые горы, обещая совместно учредить фирму, устраивать по всей стране концерты, проводить кастинги, тренинги… Рабочему Казанского вертолетного завода все это было в новинку, и тот слушал «комбинатора» с раскрытым ртом. Финальным аккордом стал трудовой договор, согласно которому Молитвослов обещал ежемесячно ассигновать своему помощнику минимум 30 тысяч рублей. «Вот только я поиздержался в дороге», – смущенно добавил аферист. Он уже убедился, что крышка мышеловки захлопнулась.
Шура, то есть Сережа, без колебаний оформил в кредит ноутбук – раз дела фирмы требуют, почему бы и нет? С готовностью выполнял все поручения патрона. Негде жить? Не беда – снял для своего нового друга квартиру, за которую сам же и платил. На все сразу денег не хватало. Пришлось занимать у коллег и друзей. Вся зарплата, включая отпускные, также ушла на «раскрутку» фирмы.
ФАБРИКА ЗВЕЗД
Первым «серьезным проектом» приезжего стиляги и К° в Казани должен был стать благотворительный концерт. По крайней мере, так он пообещал Сергею. В Казани появились афиши с информацией о некоем благотворительном концерте 9 декабря в
УНИКСе. Организаторы обещали публике Эдиту Пьеху, Дмитрия Харатьяна, Алексея Гомана и Влада Топалова. На одной сцене со знаменитостями должны были выступить и талантливые дети из Татарстана. Все средства от концертного сбора организаторы обещали перечислить детским домам. Припиской шло объявление о кастинге среди талантливых детишек.
Повесив соответствующую табличку на дверь одного из казанских кафе и раскрыв тот самый кредитный ноутбук, Молитвослов приступил к смотру юных талантов. Идея опять-таки беспроигрышная – каждый родитель ребенка, мало-мальски умеющего открывать рот под музыку, уже видит в нем если не будущего Хосе Пласидо Доминго, то уж точно Дину Гарипову. А потому желающих было предостаточно.
И снова сладкие увещевания: сделаем из ваших детей звезд, на готовящемся концерте будут выступать бок о бок с Пьехой, не исключено, что артисты их оценят и увезут в Москву…
И началось: 3 тысячи рублей на костюмы, еще 3,5 тысячи на пробные диски и фонограммы, неплохо бы скинуться на аренду зала. Как установило следствие, в общей сложности аферист вытянул из родителей около 50 тысяч рублей. К тому же, в отличие от Бендера, мелкоуголовных наклонностей он не чурался – «свистнул» из сумочки одной мамаши фотоаппарат.
Шура-Сергей в ходе подготовки концерта помаленьку начал понимать, с кем имеет дело. Все ограничивалось одними только обещаниями, включая и его зарплату. А когда парень подсчитал, что за полтора месяца отдал новому приятелю 70 тысяч рублей, расстроился настолько, что решил свести счеты с жизнью. К счастью, рядом вовремя оказалась его мать.
К обычной жизни Сергей смог вернуться лишь через месяц – подходило время того самого концерта. Однако Листьев-Бендер нашел себе уже другого верного оруженосца – 23-летнего художника из Альметьевска.
Само собой, 9 декабря 2012 года казанцы так и не дождались ни Харатьяна, ни Пьехи. В федеральный розыск Святослав Листьев был объявлен в мае прошлого года.
ИСКАЛИ ПРОДЮСЕРА, НАШЛИ СВЯЩЕННИКА
Определенно, роман «12 стульев» был настольной книгой Листьева-Молитвослова. Потому как в тот же год кепку Бендера аферист сменил на… рясу отца Федора!
Правда, столь уж откровенного заимствования он поостерегся, справив документ православного священника на имя Якова Лужанского (кстати, под этим именем «комбинатор» начал криминальную карьеру около десяти лет назад). Здоровая небритость, слегка взъерошенная прическа и этакая наружная расхристанность придавали его образу правдоподобность.
В этом обличье его и взяли с поличным в сентябре прошлого года в Липецке. Несложно представить, каково было удивление местных стражей порядка, когда задержанный за мелкое правонарушение служитель в рясе оказался матерым аферистом. С которым к тому же жаждали встречи коллеги из Татарстана.
Яша Лужанский был этапирован в Казань, где ему предъявили обвинения в краже и мошенничестве, совершенных «с причинением значительного ущерба». Как сообщили в следственном отделе ОП «Вишневский» УМВД по Казани, все обвинения подсудимый отмел с ходу.
«Не корысти ради, а токмо по причине связавших мя обязательств», – казалось, вот-вот затянет подсудимый. По его словам, концерт не состоялся по вине компаньона – того самого Сергея, и никаких денег у родителей детишек он не крал. Смотр юных талантов и в самом деле должен был выстрелить грандиозным шоу, однако сделать этого Листьев не успел – его объявили в розыск.
Остапа вновь понесло. Для доказательства своей невиновности он потребовал вызвать в суд Эдиту Пьеху, Светлану Дружинину и Михаила Боярского.
В итоге суд счел вину подсудимого доказанной и приговорил его к четырем годам колонии строгого режима.
КТО ОН, ЯША ЛУЖАНСКИЙ?
Осужденный махинатор так часто менял паспорта, что, кажется, сам уже заблудился в своей биографии. Хотя дата первого его перевоплощения известна. В 2004 году 24-летний Яша обратился в ЗАГС подмосковного города Щелково с заявлением об изменении фамилии. К имевшейся тогда «Лужанский» он присовокупил «Орлов». Под этой фамилией он объявился в соседней Ивановской области в качестве организатора концерта Стаса Пьехи. Естественно, никакого выступления не состоялось. Тогда неоднозначной личностью впервые заинтересовались правоохранительные органы.
После этого Станислав Романович Путин-Орлов (тоже одно из имен Лужанского) решил играть по-крупному. И объявил о проведении кастинга на популярную тогда «Фабрику звезд». Однако быстро сориентировались законные представители проекта и успели предупредить массы о самозванце.
Кстати, гастролируя по Ивановской области, Путин-Орлов пытался баллотироваться в местный законодательный орган власти, однако выборы, понятно, проиграл.
Через какое-то время Яшу показали в одном из популярных ток-шоу на Первом канале как Станислава Пятросовича Пьеху-Броневицкого. Мужчина пытался убедить страну, что он брат-близнец Стаса Пьехи и законный внук Эдиты Станиславовны.
Не такая уж и широкая, но все же известность к Лужанскому-Пьехе-Молитвослову пришла в 2011 году, когда о нем упомянули газеты Иркутской области. Тогда снова облаченного в рясу афериста задержали на вокзале Ангарска по подозрению в краже 30 тысяч рублей у попутчицы в поезде. «Не корысти ради, а токмо…» – затянул было «комбинатор», но суд оказался непреклонен – семь месяцев колонии-поселения.
А до этого Станислав Александрович Орлов-Оленин (это опять он) был замечен во Владимире. И снова – ну кто бы усомнился? – с благими намерениями. Там потомок князя Оленина и графа Орлова (как он отрекомендовался) заявил о намерении создать дворянскую школу, где барчуков обучали бы фехтованию, верховой езде, словесности и иностранным языкам в точности так же, как это происходило пару веков назад. Идея местными толстосумами была принята на ура, вот только никто не спешил открывать счет на имя заезжего то ли графа, то ли князя.
Известно также, что Лужанский гастролировал по России под именами Тодореску Мануэля Александровича, Станислава Орловича, пытался создать фонд имени Владислава Листьева, представляясь Станиславом Листьевым. С полной уверенностью можно предположить, что это лишь часть богатой криминальной биографии гастролера Лужанского.
Что на это можно сказать? Только повторить старую как мир истину – не доверяйтесь незнакомцам.