К ЧП привел человеческий фактор

Эксперты сообщили о причинах аварии на нижнекамском заводе бензинов компании «ТАИФ-НК».

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

information_items_10111540

Эксперты сообщили о причинах аварии на нижнекамском заводе бензинов компании «ТАИФ-НК».

Материальный ущерб от произошедшего 3 марта нынешнего года пожара на заводе бензинов акционерного общества «ТАИФ-НК» превысил 500 миллионов рублей. Кроме того, более 300 миллионов ушло на поставарийные восстановительные работы, которые уже завершены.

Об этом сообщил генеральный директор компании Рушан Шамгунов на пресс-конференции, посвященной итогам расследования технических и организационных причин аварии комиссией Приволжского управления Ростехнадзора. Напомним, в цехе №1, относящемся к особо опасным производственным объектам (ОПО), на линии циркуляционного орошения произошла разгерметизация фланцевого соединения с утечкой нефтепродукта (тяжелого газойля) и его последующим самовозгоранием. Это привело к пожару на установке, повреждению и выходу из строя технологического оборудования. По счастливой случайности обошлось без человеческих жертв.

По словам заместителя руководителя управления Ильгиза Набиева, площадь возгорания составила 15 квадратных метров, а высота огневого факела доходила до 25 метров. В тушении огня участвовали 46 единиц пожарной техники и свыше трехсот человек. Работам, которые производились в вечернее время, препятствовало обесточивание местной электроподстанции, так что действовать пришлось в темноте.

«В основе причин этой аварии – грубое несоблюдение требований промышленной безопасности практически на всех этапах – начиная от ремонт­ных работ до эксплуатации оборудования», – подчеркнул Ильгиз Набиев. Как выяснилось, на технологической дисциплине персонала сказалась частая смена руководства и самого «ТАИФ-НК», и завода бензинов, где к тому же ни директор, ни главный инженер и его заместитель по промбезопасности не были аттестованы на право работы на ОПО.

Специалисты Приволжского управления Ростехнадзора и независимых экспертных организаций (Казанского филиала ФГУП «ВО „Безопасность“, ООО «Центр ДиС») в ходе расследования выявили многочисленные нарушения, к примеру, некачественный монтаж трубопроводов, дефекты крепежных изделий (шпилек, гаек), несоответствие некоторых комплектующих проект­ной документации и так далее. Возмущение экспертов вызвал тот факт, что сотрудниками цеха №1 завода бензинов была уничтожена часть деталей с места аварии, что сделало невозможным проведение исследований этих предметов. Главной причиной всех перечисленных неприятностей специалисты назвали пресловутый человеческий фактор.

«Отсюда естественный вывод: подобная авария могла и может произойти и на других технологических устройствах „ТАИФ-НК“, – считает Ильгиз Набиев. – По результатам расследования комиссией разработаны мероприятия для их выполнения руководством компании, чтобы впредь подобных случаев не повторялось. В плане – внеочередная аттестация в области промышленной безопасности ответственных работников, ремонт технологического и замена электротехнического оборудования и так далее. Кроме того, приняты меры административного воздействия по отношению к виновным в инциденте: штрафы наложены на 11 должностных лиц (от 15 до 30 тысяч рублей) и на юридическое лицо – ОАО «ТАИФ-НК» (300 тысяч рублей). В данный момент решается вопрос о дисквалификации ответственных кадров».

Как утверждает генеральный директор компании Рушан Шамгунов, опасный производственный объект, функционирование которого было приостановлено 28 марта на 60 суток, на сегодня полностью восстановлен, причем за короткий период. «Мы подали в Приволжское управление Ростехнадзора ходатайство об отмене остановки, до 1 мая планируем завершить подготовку соответствующих документов. Надеемся в ближайшее время получить разрешение надзорного органа на запуск технологической линии», – сообщил Рушан Шамгунов.

Спешка «таифовцев» вполне объяснима: если до ЧП они выпускали ежемесячно 53 тысячи тонн автомобильного бензина, то нетрудно подсчитать, к каким потерям ведет двухмесячное «замораживание» производства этого продукта. Правда, по словам руководителя «ТАИФ-НК», хотя компания в нашей республике закрывает до 60 процентов общей потребности в данном топливе, татарстанцы за прошедший после аварии период не почувствовали его нехватки, поскольку на рынок поступал бензин из заводских запасных резервуаров. Однако запасы уже на исходе, а конкуренты наступают на пятки…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще