Никакая статистика травматизма на производстве, кроме цифры «ноль», не может быть хорошей, считает Премьер-министр Ильдар Халиков.
Состояние охраны и условий труда в Татарстане по итогам 2013 года, а также меры по снижению производственного травматизма рассматривались в среду на заседании Кабинета Министров, прошедшем в режиме видеоконференции. В заседании участвовали главы муниципальных образований, депутаты Госсовета, руководители государственных органов по надзору и контролю, ответственные работники Аппарата Президента, представители профсоюзов, общественных объединений работодателей.
«Такой широкий круг участников неслучаен, – подчеркнул Премьер-министр Ильдар Халиков, открывая заседание. – Проблема охраны труда беспокоит всех, в целом результаты предыдущих лет и начала нынешнего года нас не могут устраивать».
Основной докладчик – министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин, сообщил, что в 2013 году на производстве пострадали 765 работников, из них 103 погибли при исполнении служебных обязанностей. За первый квартал 2014-го на производстве погибли уже 24 человека. Печальное лидерство удерживают Казань (36 погибших), Набережные Челны (15), Лаишевский район (7 погибших), а в отраслевом разрезе – строительство (33), сельское хозяйство, транспорт и связь (по 15), обрабатывающие производства (14). Большая часть происшествий с гибелью людей – это падения, в том числе с высоты, ДТП, травмы от движущихся или разлетающихся деталей и предметов.
Докладчик также сообщил, что в 2013 году 170 работников получили травмы с тяжелыми последствиями. Основными причинами травматизма и смертности на производстве министр назвал неудовлетворительную организацию работ, нарушения правил дорожного движения и дисциплины труда, эксплуатацию неисправных машин и оборудования, работу без средств индивидуальной защиты. Сказывается и то, что работа муниципальных комиссий по охране труда часто сводится лишь к фиксированию сложившейся ситуации, за этим не следует принятие действенных мер.
Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на производственный травматизм, министр назвал условия труда. В настоящее время треть занятых на производстве татарстанцев работают в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, 141 тысяча человек трудятся в условиях повышенного уровня шума, вибрации, загазованности, запыленности и других неблагоприятных факторов.
В последние годы больше внимания уделяется аттестации рабочих мест, но темпы ее проведения недостаточны, признал Айрат Шафигуллин. Начавшие действовать изменения в трудовом законодательстве, а также механизмы экономического стимулирования работодателей, по его мнению, позволят изменить к лучшему и условия труда, и систему социального страхования от несчастных случаев на производстве, профзаболеваний.
Главный государственный инспектор труда в РТ Евгений Костюшин отметил, что его ведомство делает упор на ужесточение ответственности работодателей за несчастные случаи на производстве с тяжелыми и смертельными последствиями. Так, только в этом году на должностных и юридических лиц наложено более 8,4 млн рублей штрафов. Это более чем в три раза больше, чем за аналогичный период 2013 года.
Применяется и приостановка эксплуатации, причем уже не отдельных станков, а всего оборудования предприятия. Впервые такая мера применена по итогам расследования взрыва самодельного парогенератора и гибели двух человек в Набережных Челнах.
Докладчик выразил серьезную озабоченность и нарастающей тенденцией подмены трудовых договоров гражданско-правовыми. В конечном итоге человек остается без пенсионного обеспечения, а в случае гибели его близкие не получают выплаты по линии социального страхования. В 2014 году поменялось законодательство, и такие выплаты выросли с 76 тысяч до миллиона рублей. Если в 2012 году было зафиксировано три случая гибели работников, привлеченных по договору подряда, то в 2013-м таких случаев отмечено уже семь.
Подводя итоги заседания, Ильдар Халиков настроил всех на более эффективную работу. «Более ста человек погибло, сто семьдесят получили тяжкие увечья. Эта ситуация никак не может нас устраивать. Проверяющих органов у нас шесть-семь, нормативных актов, в соответствии с которыми можно действовать, – за десяток. Но мы имеем тот случай, когда у семи нянек дитя без глазу, – сказал он. – В деле охраны труда нельзя лишь реагировать на факты, необходимы действенные превентивные меры, жесткий спрос за нарушения техники безопасности, ведь конечная наша цель – полное устранение травматизма на производстве».