1 января нынешнего года таможенные органы России перешли на обязательное декларирование товаров в электронной форме. С этого времени вступили в силу изменения в Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и ряд других документов, так что таможенники выстраивают теперь оптимальные механизмы работы в новых условиях.
Была ли готова Татарстанская таможня к новшествам, как она способствует улучшению инвестиционного климата республики, можно ли «по знакомству» устроиться на работу в данные органы и к кому таможенники проявляют лояльность? Об этом мы узнали у начальника Татарстанской таможни, генерал-майора таможенной службы Альберта Мавликова.
– Многими экспертными организациями наша республика оценивается сегодня как субъект с одним из самых больших потенциалов для привлечения прямых инвестиций, в том числе иностранных. Как таможня способствует развитию внешнеэкономического бизнеса в регионе?
– Для создания оптимальных условий участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и устранения административных барьеров в Татарстанской таможне в последние годы разработан и реализован ряд пилотных программ. Среди них – сопровождение нашей службой инвестиционных проектов. Татарстанская таможня совместно с Министерством экономики республики отобрала из Инвестиционного меморандума Татарстана наиболее значимые проекты, которые стали объектом деятельности созданной у нас рабочей группы. Для каждого инвестпроекта сформирована своя дорожная карта, которая представляет наглядный пошаговый план его реализации. У каждого проекта есть куратор. Для удобства на портале Приволжского таможенного управления в сети Интернет создан раздел «Сопровождение инвестиционных проектов» – «Горячая линия инвестора», где можно в любое время оставить свое обращение. Отмечу, что за время работы группы по сопровождению инвестиционных проектов в Татарстанскую таможню и на портал управления не поступило ни одного вопроса по реализации дорожных карт. Мы надеемся, что это свидетельствует о высоком уровне рабочего взаимодействия, а не о низкой активности бизнеса.
Еще одна наша успешная разработка – ведение Единого реестра разрешительных документов Республики Татарстан (ЕРРД РТ). Он был создан в мае 2011 года. В реестре размещены документы, выданные органами по сертификации ЗАО «Тест-Татарстан» с первого января 2011 года и ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье» с
1 марта 2012 года. Реестр содержит 601 документ. При таможенном декларировании товарных партий, в отношении которых выданы данные разрешительные документы, у участника внешнеэкономической деятельности нет необходимости представлять оригиналы документов.
Своеобразным экспериментом также является наше электронное взаимодействие с акционерным обществом «РЖД». В настоящее время оно проходит практическую апробацию в части товаров, вывозимых с территории «Казаньоргсинтеза». Технология взаимодействия предусматривает направление информации о выпуске товаров в автоматическом режиме в информационную систему «РЖД» и в пограничный пункт пропуска. Все решения принимаются должностными лицами на основании данных из электронных систем и не требуют сопровождения товара пакетом документов с соответствующими отметками.
– Альберт Вазилович, насколько активны позиции Татарстана во внешнеэкономической деятельности?
– За период с 2009 по 2013 год объем внешней торговли, зарегистрированный в Татарстанской таможне, увеличился почти в два раза.
Участники внешнеэкономической деятельности поддерживают торговые отношения со 132 странами. Ведущими торговыми партнерами при экспорте являются Индия, Бельгия, Украина, Афганистан, Венгрия, Турция, Польша, Азербайджан, при импорте – Германия, США, Турция, Япония, Польша, Франция.
– Чем же торгует Татарстан с зарубежьем?
– В экспорте преобладает продукция химической и машиностроительной промышленности (в основном моторные транспортные средства для перевозки грузов). Импортируют больше по-прежнему машиностроительную продукцию (механическое оборудование, машины, двигатели, насосы, комплектующие к легковым автомобилям). Большую часть импорта составляют также пластмассы и изделия из них, органические химические соединения, продукты неорганической химии. Основными отправителями товаров являются «Нижнекамскнефтехим», «Казанский вертолетный завод», «Казаньоргсинтез», «Торговый дом „КАМА“, а основными получателями товаров – «Форд Соллерс-Елабуга», «Аммоний», КамАЗ, Казанский вертолетный завод и другие.
– Как вы оцениваете уровень правовой грамотности участников ВЭД?
– Специфика нашего региона такова, что львиная доля экспорта-импорта приходится на крупные предприятия, где есть специалисты в области таможенного дела. И уровень их грамотности достаточно высок. Предприятия, где нет таких сотрудников, пользуются услугами таможенных представителей – раньше их называли таможенными брокерами. Это самостоятельная юридическая организация, которой владелец груза доверяет оформление товара, перемещаемого через границу. В Татарстане сегодня работают более тридцати таможенных представителей.
Кстати, таможенные органы на бесплатной основе предоставляют всем заинтересованным лицам государственную услугу по информированию и консультированию по вопросам таможенного дела. В Татарстанской таможне данную услугу оказывают должностные лица правового отдела, график работы которых продлен до восьми часов вечера. Получить консультацию можно как устно, так и письменно. Письменный запрос может быть направлен в таможню почтой и через интернет-приемную, расположенную на портале Правительства Республики Татарстан.
– Каково в среднем время «растаможки»?
– При обычном декларировании среднее время выпуска ввозимых товаров составляет 6 часов 16 минут, и по сравнению с 2011 годом этот показатель уменьшился втрое. Среднее время при предварительной таможенной декларации составляет 4 часа 58 минут. Я не случайно с такой точностью указываю время: на еженедельных планерках мы анализируем скорость прохождения таможенных операций, и счет идет на минуты.
– Во время становления таможенных органов попасть в их штат было весьма сложно – в 90-е годы, например, стабильная зарплата и определенные льготы (бесплатный проезд в общественном транспорте, оплата дороги к месту отдыха во время отпуска и т.д.) были решающими критериями для работников. Популярна ли профессия таможенника сегодня и каков ваш подход к решению кадрового вопроса?
– Позвольте не согласиться с тем, что профессия таможенника даже в те годы привлекала только с точки зрения денежных перспектив и привилегий. Это важная, интересная и всегда востребованная в любом государстве сфера деятельности. Но насколько популярна и престижна наша профессия, настолько же она сложна и ответственна. За последние три года штат сотрудников был сокращен на 20 процентов, текучесть кадров не превышает шести процентов. Отбор работников происходит путем проведения конкурсов по вакантным должностям. В этом году, например, мы провели семь конкурсов, на одну вакансию было 15–16 кандидатов. В составе конкурсной комиссии – представители не только таможенных органов, но и других государственных учреждений. От таможенника требуются трудолюбие, аналитический ум, внимательность, хорошая память, быстрая реакция, наблюдательность, дисциплинированность, интуиция и умение разбираться в людях. В дополнение к этим личным качествам необходимо знание законов и иностранных языков, свободное владение рядом компьютерных программ. Обязательно высшее, желательно профильное, образование – специалистов в данной области готовят Российская таможенная академия в Москве и ее филиалы в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Владивостоке. Приветствуется также высшее экономическое, техническое и юридическое образование.
– Татарстанская таможня практически полностью отказалась от бумажного декларирования: 99 процентов деклараций подаются в электронном виде. Когда перейдете на стопроцентное электронное декларирование?
– Таможня к этому готова. Тем более что дорожной картой, утвержденной Правительством РФ, с 1 января 2014 года предусмотрено обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме. Правда, законодательно оговорены случаи, при которых таможенное декларирование может быть только в письменной форме.
– Как боретесь с коррупцией в ваших рядах?
– У нас есть специализированные подразделения – отдел по противодействию коррупции и отдел инспектирования и профилактики правонарушений, которые ведут, и вполне успешно, борьбу с коррупционными правонарушениями. В прошлом году в отношении должностных лиц было возбуждено шесть уголовных дел по фактам коррупции. У нас активна комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В этом году по результатам ее работы к ответственности были привлечены пять должностных лиц.
Предотвращать возможную коррупцию помогает также проверка новичков на предмет их связи с преступными сообществами и наличия преступных намерений.
Стоит отметить, что снижению уровня коррупции способствует и внедрение информационных технологий (электронное декларирование, предварительное информирование, удаленный выпуск товаров), исключающих личный контакт таможенника с участником внешнеэкономической деятельности. Разработана и система поощрений наших сотрудников за отказ от получения взятки. В 2013 году зафиксировано три таких случая. Для выявления лиц, склонных к коррупции, пользуемся разными источниками информации, в том числе сообщениями по «телефону доверия» и интернет-приемной.
– И последнее. Расскажите о «зеленом секторе» для законопослушного бизнеса. Что это такое?
– В настоящее время Федеральной таможенной службой России определен механизм снижения частоты применения форм таможенного контроля (из которых наиболее затратным для бизнеса является таможенный досмотр) в отношении товаров, перемещаемых законопослушными участниками ВЭД. Существует перечень автопроизводителей и крупных промышленных предприятий, к которым в значительно меньшем объеме по сравнению с другими участниками ВЭД применяются меры по минимизации рисков (возможных нарушений), так называемый «зеленый сектор». В него вошли пять автопроизводителей и девять крупных производственных организаций Татарстана. В целом у нас в республике достаточно много крупных предприятий, имеющих репутацию добросовестных участников ВЭД. Включение их в «зеленый сектор» будет способствовать сокращению времени совершения таможенных операций, сократит непроизводительные финансовые издержки и, в конечном итоге, окажет положительное влияние на повышение конкурентоспособности их продукции. Таможня сегодня ждет от бизнеса ответной инициативы. Мы готовы к различным формам взаимодействия, учитывающим как интересы предпринимателей, так и государства.