Зачем придумывают правила? Вопрос риторический. Человек потому и гордо именуется разумным, что умеет договариваться с себе подобными и выполнять условия этого договора.
Получение водительского удостоверения тем или иным гражданином, по сути, есть вид подписанного и узаконенного договора передвигаться по улицам городов и весей на своем авто по утвержденным правилам дорожного движения. Однако, судя по растущему числу нарушений этих правил, для многих данный договор – пустая бумажка. Итог печален: люди гибнут на трассах в ситуациях, созданных порой «собственноручно», унося с собой жизни и тех, кто правила дорожного движения свято чтит.
Всего за два месяца текущего года на дорогах республики зарегистрировано 585 ДТП, в которых 79 человек погибли и 770 были травмированы. И подавляющее большинство (64 человека) из погибших расстались с жизнью не в городах, где так велика концентрация автомобилей, где жестче контроль сотрудников Госавтоинспекции и всевозможных средств фото- и видеофиксации нарушений ПДД, а на трассе – ведь именно здесь лихачу можно «оторваться». Невзирая на погодные условия, загруженность трассы, на запрещающие и предупреждающие дорожные знаки. Итог уже известен…
Навести порядок на дорогах только карательными мерами не получается. Нужны совместные усилия по многим направлениям. Однако и здесь не все в порядке. Так, межведомственное взаимодействие в решении этой проблемы раскритиковал на заседании Правительственной комиссии РТ по обеспечению безопасности дорожного движения вице-премьер – руководитель аппарата Кабинета Министров Шамиль Гафаров.
Открывая заседание, он назвал итоги 2013 года неутешительными, а результаты двух первых месяцев этого года и вовсе провальными, ведь по числу погибших отчетные показатели превысили не только прогнозы, но и данные последних пяти лет.
«С одной стороны, мы имеем снижение количества ДТП, но в то же время серьезно увеличилось количество погибших в авариях. Вроде бы мы принимаем меры, разрабатываем и проводим мероприятия, но эффекта нет. За происходящее мы спрашиваем с МВД, с Госавтоинспекции. Но что бы они ни делали, одним им не справиться», – подчеркнул Шамиль Гафаров.
Пожалуй, свою положительную роль играют здесь средства фото- и видеофиксации нарушений. Нынче на дорогах республики, по словам начальника управления ГИБДД МВД РТ Рифката Минниханова, на 133 участках должны быть установлены 233 системы, фиксирующие среднюю скорость автомобиля. В основном это коснется загородных трасс, где чаще «отмечаются» любители скорости. Сегодня контроль скорости движения установлен на сотне дорожных участков. Но как бороться с обгоном по встречной полосе? Как известно, более семидесяти процентов смертельных аварий происходит именно по этой причине.
По словам заместителя министра здравоохранения Ильдара Фатихова, только на федеральных трассах М7 и М5 в этом году погибли одиннадцать человек. Все скончались до приезда бригад скорой медицинской помощи. Вот они, последствия превышения скорости, обгона по встречке и непристегнутого ремня безопасности…
Пожалуй, из превентивных мер (кроме благоразумия водителей, конечно) можно предложить разве что перевести все дороги республики в первую категорию, разделив соответствующим образом потоки движения разного направления. Но сколько на это потребуется средств и времени? Конечно, дороги в республике строятся и ремонтируются. По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Артема Чукина, в текущем году специальной программой предусмотрена ликвидация колейности на 160 километрах дорог, работы по увеличению сцепных качеств дорожного покрытия будут произведены на 180 километрах, будут заменены или установлены двадцать два километра ограждений. Начато строительство двухуровневой дорожной развязки на дороге Йошкар-Ола – Зеленодольск, на шестидесяти километрах автомагистрали М7 ведется перевод дороги в первую техническую категорию. Однако по сравнению с длиной всех татарстанских автотрасс это капля в море…
Шла речь о проблеме нанесения дорожной разметки. Как известно, ее наносят весной, когда дороги подсохнут. И получается так: в мае краску наносят, а к августу от нее остаются лишь невнятные следы. Но ведь для водителя, особенно в сумерках, хорошо видимая разделительная полоса – главный ориентир для движения. По мнению Рифката Минниханова, пора переходить на более современную разметку – вместо привычной краски использовать более долговечный пластик. Прецеденты уже есть – к Универсиаде на некоторых улицах столицы была нанесена пластиковая разметка, которая с честью выдержала и перепады температуры, и очистку улиц от снега.
Конечно, пластик существенно дороже краски. Но в конечном итоге все это окупается долговечностью и, главное, безопасностью. Придется раскошелиться. И комиссия по безопасности обещала свое содействие в решении этого вопроса.
Как подчеркнул в завершение заседания Шамиль Гафаров, процесс обеспечения безопасности на дорогах республики управляем. При условии, что и муниципалитеты, министерства и ведомства будут работать в унисон, а не разрозненно, ожидая, когда на то или иное мероприятие «подбросят» денег из бюджета. Принцип софинансирования, провозглашенный в прошлом году при создании муниципальных программ безопасности, остается в силе. Но – софинансирования, а не финансирования. Придется «вложиться рублем» и местным властям, если уж мы провозгласили, что безопасность на дорогах – наша общая задача.