Вот уже более полугода – с момента введения в строй всех дорог и развязок, строившихся и ремонтировавшихся к Универсиаде, – средняя загруженность столичных автотрасс редко превышает 4–5 баллов.
Впрочем, только дорожным строительством задачу решить вряд ли удалось бы; потребовался еще и ряд мер: запрет парковок на большой части городских улиц, отмена левых поворотов и т.п. Зато основные улицы города наконец-то стали свободными от машин и снега. Автобусы и троллейбусы работают практически в ритме метро, а такси на любой из двух казанских железнодорожных вокзалов можно уверенно вызывать за час до отправления поезда.
Транспортная проблема в Казани приказала долго жить? Увы, только затаилась. Судя по темпам автомобилизации (а за последние десять лет число транспорта в Казани удвоилось и составляет сегодня более 358 тысяч единиц – это на миллион сто семьдесят шесть тысяч человек населения), принятые меры позволят более или менее приемлемо просуществовать лет пять, а потом над городом вновь нависнет угроза задохнуться в пробках.
Но так уж устроен наш человек – пока гром не грянет… И постановление исполкома Казани о запрете парковки на 53 улицах столицы и возле подавляющего большинства крупных спортивных объектов многие жители столицы восприняли, мягко скажем, без энтузиазма.
Конечно, освобождение от автомобилей центра города, который все мы привыкли считать своим достоянием, процесс болезненный. Еще вчера здесь можно было найти укромное место для машины, в крайнем случае, на тротуар заехать или во двор втиснуться. Сегодня шансы на успех невелики: во дворах – шлагбаумы, на дороге – автобусные полосы. На каждом углу знаки, а с тротуаров машины эвакуируют так же быстро, как и с проезжей части.
– Запрет на парковку на центральных улицах города – шаг неприятный, но, увы, неизбежный, – поясняет руководитель казанского комитета по транспорту и связи Айдар Абдулхаков. – По результатам недавнего мониторинга здесь, на не оборудованных для парковки местах, часто с нарушением правил оставляют свои автомобили около тысячи четырехсот автовладельцев. А транзит через центр Казани – около ста тысяч автомобилей в сутки. Один против ста, и не по насущной необходимости, а ради сомнительных удобств. Вывод очевиден: помеха должна быть устранена.
И еще. По данным наблюдений, сегодня в центре Казани около двенадцати с половиной тысяч машиномест в разрешенных местах – с учетом паркингов в торговых центрах, парковочных площадок возле учреждений, магазинов, офисов, во дворах. Плюс восемь паркингов, кольцом окруживших центр города, – на перекрестке Кави Наджми и Профсоюзной, на Островского. Вот-вот будет сдан в эксплуатацию девятый парковочный комплекс. А заполнены они, между прочим, самое большее – на семьдесят пять процентов.
К тому же все офисные учреждения, кафе и магазины в центральной части города в последние семь лет строятся с обязательным решением парковочного вопроса, с достаточным количеством машиномест. Другое дело, что организации, имеющие парковки, используют их не для клиентов, а для собственных нужд. Не дорожат клиентом, одним словом. Кстати, дворы некоторых организаций отгорожены шлагбаумами незаконно, так что в ближайшее время это будет устранено.
Но всплеска эмоций по поводу «закрытия» центра для стоянки авто понять не могу. Во-первых, и до этого в центре парковаться негде было – все в запрещающих знаках. А во-вторых… Последним постановлением исполкома Казани введен запрет парковки на двадцати девяти улицах и возле ряда спортивных сооружений. На остальных же из пятидесяти трех она была запрещена уже давно. Единственное изменение – сейчас это сделано не по предписанию Госавтоинспекции, а на основании решения исполкома Казани, как и полагается по закону.
Кстати, как пояснили нам в отделе пропаганды ОГИБДД УВД по Казани, пока не будут установлены все необходимые атрибуты запрета на двадцати девяти улицах, внесенных постановлением исполкома в список «непарковочных», машину оттуда нельзя эвакуировать на штрафстоянку, как нельзя и налагать штраф на ее владельца. Впрочем, на них никто и не покушается. Стражам городских дорог и службе эвакуации без того работы хватает – число желающих пристроить своего железного коня в зоне действия знаков, запрещающих остановку, на улицах Спартаковской, Профсоюзной, Джалиля, не уменьшается. Далеко не всех пугает штраф в полторы тысячи рублей с обязательной уплатой услуг эвакуатора и хранения на спецстоянке. А уж о том, что их машины мешают другим, некоторые водители вообще не задумываются, совершенно забывая о том, что семеро одного не ждут.