В том, что наши пенсионеры едва ли не самая уязвимая категория населения, жизнь убеждает повседневно. Стариков одолевают болезни, беспокойство за судьбу близких, что само по себе не украшает их бытие. Но, когда этим пользуются люди непорядочные, и вовсе становится грустно.
Статистика свидетельствует: 90 процентов пострадавших от действий разного рода проходимцев – женщины старше 65 лет. Не проходит и дня, чтобы сводки происшествий не пополнились фактами так называемых телефонных мошенничеств.
Вот последние из них. Поздно вечером 16 февраля неизвестный позвонил жительнице Набережных Челнов и сообщил, что ее сын задолжал ему 20 тысяч рублей. Желая спасти сына от неприятностей, потерпевшая перечислила требуемую сумму на два продиктованных незнакомцем абонентских номера.
19 февраля с мобильника, зарегистрированного в Липецке, на домашний телефон 60-летней жительницы поселка Алексеевское поступил тревожный сигнал. Предлагая оказать помощь дочери, якобы попавшей в полицию, злоумышленник потребовал 25 тысяч рублей. Женщина перечислила деньги через платежный терминал на номер, указанный мошенником. Похожий случай произошел в тот же день в Вахитовском районе Казани. Мужской голос сообщил 88-летнему пенсионеру, что его сын находится в полиции. Для «решения проблемы» преступник запросил 250 тысяч рублей, которые и получил от пожилого человека.
Поводом для особого беспокойства сотрудников полиции стал случай, который произошел 23 января. Как рассказал на брифинге в МВД по РТ начальник Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции Марат Зарипов, рано утром на домашний телефон пожилой жительницы Казани позвонил неизвестный и сообщил, что ее сын попал в ДТП. «Нет у меня сына, у меня только дочь», – ответила женщина. Второй раз телефон зазвонил через полчаса: «Ваш внук стал виновником крупного ДТП». Ну а дальше – по обычному сценарию: чтобы вызволить его, требуется 700 тысяч. Самое удивительное, что бабушка сразу перечислила на продиктованные номера 200 тысяч рублей, чуть позже передала неизвестной женщине еще 500 тысяч.
– Солидный возраст плюс стресс от новости, сообщенной нахрапистым незнакомцем, и бабушка совершенно забыла, что внук ее в это время находился на отдыхе за рубежом, – говорит Марат Зарипов. – Как только женщина немного успокоилась, она вспомнила, что накануне к ней приходил участковый и рассказывал о телефонных мошенниках, об их уловках, объяснил, как надо себя вести в таких случаях, и оставил свою визитную карточку. Женщина позвонила, но уже после того, как рассталась со столь крупной суммой…
Какие только меры не предпринимают сотрудники полиции, чтобы обезопасить пожилых людей от мошенников! Это и поквартирный обход, и беседы на сходах граждан, и распространение информационных листовок, стикеров, буклетов, а также оповещение через СМИ, инструктаж работников банков и Пенсионного фонда. Полицейские сотрудничают и с транспортными организациями, жилищно-коммунальными службами, владельцами платежных терминалов.
Но что примечательно, далеко не все идут навстречу. Так, один из самых известных в Татарстане банков отказался размещать на своих терминалах информационные наклейки – дескать, они портят стиль офиса. Отказом разослать пенсионерам предупредительные смс-сообщения ответил и популярный в республике оператор мобильной связи: каждое сообщение стоит 2 рубля 71 копейку, это очень накладно…
Пока в МВД изобретают новые способы оповещения пенсионеров, списки жертв продолжают расти. К сожалению, найти злоумышленников, избравших своим преступным орудием телефон, очень трудно. По словам Марата Зарипова, в прошлом году было зарегистрировано 430 случаев телефонных мошенничеств, в действительности же их значительно больше, поскольку многие обманутые стесняются обратиться в полицию с заявлением. При этом расследовано менее десятой части таких происшествий. И объясняется это тем, что мошенники звонят из других регионов, владельцев телефонных номеров выявить практически невозможно – настолько запутанные схемы трансфера денежных средств они создают.
Есть, конечно, и успехи в этой борьбе. К примеру, МВД по РТ совместно с УФСИН проводится работа по профилактике телефонных мошенничеств, совершаемых с территорий исправительных учреждений. Из некоторых татарстанских колоний такие звонки вовсе прекратились. А еще граждане чаще стали сообщать в полицию, в подобных случаях предоставляя номера телефонов звонивших.
Так что и в этом непростом деле появился позитив. А надо ведь совсем немного – не поддаваться натиску позвонившего, не впадать в панику, задавать вопросы, попросить его перезвонить, а в это время связаться с родственниками или соседями, посоветоваться. Но ни в коем случае не бежать к терминалу со своими «гробовыми» и не отдавать их незнакомым людям. И главное – не стесняйтесь обратиться в полицию, даже если звонивший представился вам сотрудником правоохранительных органов.