27–28 февраля в Казани прошел форум «Безопасность и связь», в рамках которого состоялись специализированная выставка: «Безопасность», «Связь», «Охрана и безопасность труда» и III Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее».
В пленарном заседании конференции принял участие Премьер-министр РТ Ильдар Халиков, а также руководители, ведущие специалисты и эксперты министерств, ведомств, научных учреждений России и ряда стран – США, Австрии, Англии, Германии, Финляндии, Чехии, Йемена, Мексики, Израиля, Турции, Ирана, Анголы, Индии, Украины, Казахстана и Белоруссии. А накануне столь представительный форум практически в полном составе побывал на специализированной выставке.
По словам Ильдара Халикова, совершенствование технологий, развитие социальной сферы, расширение международного промышленного и торгового сотрудничества – явления не только прогрессивные. Они ведут также к обострению уже существующих угроз, к появлению новых опасностей. Реализация стратегии национальной безопасности на уровне Татарстана заключается в последовательном построении системы безопасности как совокупности знаний и, самое главное, в использовании инструментов, которые способны прогнозировать, предотвращать, минимизировать потери и риски. Но задача эта – комплексная, и на пути построения системы
безопасности в республике достигнуты определенные результаты, подчеркнул Премьер-министр. Пожалуй, лучше слов об этом свидетельствует тот факт, что все разработки и проекты, предложенные вниманию посетителей выставки, уже в той или иной мере работают в республике. Пример? Да сколько угодно. Так, контроль дорожного движения на улицах городов Татарстана обеспечивается сотнями современных приборов автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, а в столице успешно развивается адаптивная система управления дорожным движением (АСУДД), построенная на программно-аппаратной платформе высокого уровня. Сегодня в систему входят 63 дорожных перекрестка на основных магистралях города. Безопасность в местах массового пребывания людей обеспечивается развитой системой видеонаблюдения. Приборами досмотра пассажиров и контроля багажа оснащены все аэропорты и вокзалы. Места въезда в город оборудованы системами весового контроля транспорта и комплексами мобильного досмотра ввозимых грузов. Разработана и утверждена концепция развития и использования комплексной системы видеомониторинга.
Безусловно, для Казани и других городов республики многое дали опыт и возможности, которые предоставила Универсиада, подчеркнул Ильдар Халиков. В период ее проведения контроль безопасности в столице обеспечивали более шести тысяч видео-
камер. Ими оснащены вертолеты авиаотряда МВД, беспилотные летательные аппараты, патрульные авто ГИБДД, полиции, МЧС и машины «скорой помощи».
Возможности действующей в республике государственной информационной системы ГЛОНАСС+112 позволяют осуществлять повсеместный прием сообщений об экстренных ситуациях, координировать взаимодействие полиции, ГИБДД, МЧС и наземных и авиационных бригад «скорой помощи».
Сейчас на базе ведущих лечебных учреждений Казани действуют двадцать два травмоцентра, оснащенных современным оборудованием. В Набережных Челнах и Альметьевске созданы шесть травмоцентров мирового уровня для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В Республиканском центре управления в кризисных ситуациях установлены современные каналы связи с едиными дежурными диспетчерскими службами во всех муниципальных образованиях Татарстана. Завершен первый этап создания электронной экологической карты республики, интегрирующей все информационные системы и базы данных министерств и ведомств, задействованных в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Еще? В Казанском концерне РТИ разработана система экологического мониторинга, который входит в большой проект создания национальной системы защиты от биологических угроз. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что система способна выявлять в режиме онлайн все показания, снимаемые датчиками в различных точках. По словам заместителя генерального директора концерна Светланы Афанасьевой, недавнюю техногенную аварию в Буденновске можно было бы предупредить. А система вертолетов-беспилотников прекрасно проявила себя на авиасалоне «Макс». В тот день над аэродромом нависла такая низкая и плотная облачность, что отказ дали все системы навигации. Представители МЧС и Минобороны были поражены, когда информацию летчикам смогли дать только наши «Дроны».
В общем, получилось, что выставка в рамках форума, по сути, превратилась в «выставку достижений народного хозяйства Республики Татарстан». И воображение многих просто поразила. Не зря уже подана заявка на проведение следующей, четвертой по счету конференции именно в Татарстане.
Однако до полной безопасности и у нас еще далеко. Ильдар Халиков подчеркнул, что в рамках конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее» обсуждаются столь болезненные проблемы, как дорожно-транспортный и производственный травматизм. В 2013 году в ДТП на дорогах России погибли более 870 детей и подростков, около 22,5 тысячи получили травмы. Но, к сожалению, мы в школах не имеем единых программ и методик, учебников по изучению ПДД. И на предприятиях республики ежегодно происходят несчастные случаи, более трети рабочих мест не соответствуют нормам.
Все же, думается, проблемы не только в отсутствии учебников. Простой пример. Все пешеходы знают, что нельзя идти на красный сигнал светофора – этому они обучены, что называется, с пеленок. Однако многие все равно идут. А строитель, вопреки всем инструкциям работающий без каски или страховочного пояса, это как? Получается, что обучить людей нормам и правилам поведения в экстремальных… да что там – обычных, житейских ситуациях и ждать их повсеместного выполнения, увы, пока не приходится. Безопасность, перефразируя булгаковского профессора Преображенского из «Собачьего сердца», не в учебниках и инструкциях, а в головах. И пока не перестроится наш менталитет в отношении безопасности собственной и окружающих, не спасут ни самые крутые системы видеофиксации, ни самые строгие инструкции, ни «умные города», о которых так заманчиво и красиво рассказывал профессор из Турина.
Впрочем, как подчеркнул на конференции первый вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук Вячеслав Ильичев, по большому счету, у человечества сейчас одна проблема – неумение жить в гармонии с природой. А в ближайшие двадцать лет в жизни человечества, по мнению ученых, грядет изменений больше, чем за несколько ушедших веков. Большинство из новшеств привнесет в нашу жизнь много комфорта, но, увы, далеко не всегда – безопасности.