В Кабинете Министров состоялось внеочередное заседание Правительственной комиссии безопасности дорожного движения, которое провел вице-премьер Юрий Камалтынов. Поводом стало событие, произошедшее 14 ноября этого года на автодороге Казань – Оренбург, а темой – вопрос обеспечения безопасных условий при перевозке детей.
…Ранним утром – в 5.15 – водитель автобуса «Фиат Дукато», принадлежавшего управлению по делам детей и молодежи Альметьевского муниципального района, превысил скорость, не справился с управлением, в результате чего микроавтобус опрокинулся в кювет. Погибла учительница. Двенадцать пассажиров, в том числе пять несовершеннолетних, госпитализированы. Вместо участия в республиканской олимпиаде дети угодили в больницу.
Случай и вправду вопиющий – нарушено было все, что только можно нарушить в части организации перевозок детей. Судите сами. Водитель уселся за руль в довольно существенной степени опьянения. На месяц была просрочена дата прохождения автобусом техосмотра, то есть выезжать на нем на дорогу было просто запрещено. Соответственно, в путевом листе водителя не было ни отметки медика о предрейсовом осмотре, ни штампа механика, разрешившего выезд. К тому же, судя по времени ДТП, из Альметьевска автобус с детьми выехал глубокой ночью, тогда как передвижение школьных и детских автобусов в это время, мягко скажем, не рекомендовано.
Вот такой букет нарушений. Ну, «мелкие брызги» вроде того, что водитель не имел необходимого стажа управления автобусом и его лишали прав за пьянку в прошлом, но все-таки приняли на работу, просто блекнут по сравнению с основными нарушениями, хотя сами по себе они тоже показательны.
Лучше пешком
К сожалению, этот случай – не единственный даже в этом году, просто остальные оказались не столь трагичными. Так, 14 мая этого года инспектором ДПС на дороге Казань – Малмыж был задержан подшофе водитель микроавтобуса, принадлежащего ДЮСШ «Арча» и перевозившего в Казань детей. Понятно, предрейсовый медицинский осмотр водитель не проходил, органы ГИБДД о перевозке детей проинформированы не были.
Из недавних случаев. 6 ноября этого года в 19.40 на 22-м километре автодороги Черемшан – Шентала произошло опрокидывание автобуса «Хайгер», перевозившего группу детей в город Бузулук. Тогда телесные повреждения получили четверо несовершеннолетних. В этом случае предрейсовые осмотры водителя и автобуса тоже не проводились. Не были предприняты меры по прекращению движения автобуса в темное время суток.
Принято считать, что организация перевозки детей в республике – под особым контролем. Так, 634 школьных автобуса подключены к системе спутниковой навигации ГЛОНАСС-112, причем информация о нарушениях скоростного режима направляется в районные подразделения ГИБДД для принятия мер к нарушителям. Да и статистика свидетельствует о снижении числа таких нарушений.
Правда, по информации вице-премьера – министра образования и науки Татарстана Энгеля Фаттахова, периодически возникают случаи, когда школьные автобусы система ГЛОНАСС «не видит». Происходит это из-за дороговизны сотовой связи. Чаще других такие случаи фиксируются в Апастовском, Алькеевском, Нурлатском и Камско-Устьинском районах.
Куда хуже дела обстоят с перевозкой детей автобусами, числящимися на балансе муниципалитетов, детско-юношеских спортивных школ и других подобных учреждений. Техническое состояние микроавтобусов, по словам Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Рифката Минниханова, как правило, оставляет желать лучшего, а водительский состав грешит страстью скорости. С 15 по 18 ноября прошли проверки такого транспорта, и результаты они дали неутешительные. Так, за водителем автобуса «КАВЗ» хоккейной команды Азнакаева только за октябрь числится восемь нарушений скоростного режима. Транспорт ДЮСШ того же района был зафиксирован техническими средствами контроля в качестве нарушителя пять раз – он курсировал по дорогам республики со скоростью свыше 110 километров в час. 17 ноября водитель автобуса Нурлатской школы-интерната выехал в дорогу без путевого листа и, соответственно, без предшествующих этому процедур, система навигации была неисправна. В числе нарушителей отметились три школьных автобуса Менделеевского района – один передвигался с отключенной системой навигации, другой – с неисправными механизмами ремней безопасности. На должность водителя школьного автобуса «Фиат Дукато», принадлежащего одной из школ Сармановского района, принят гражданин, не имеющий необходимого стажа работы. В Муслюмовском районе своих детей должностные лица доверяют водителю, у которого стажа нет вообще – водительское удостоверение он получил всего лишь 30 октября этого года. А вот превысить скорость он за восемь дней успел пять раз. И этот список можно продолжать…
Вроде бы за выполнением правил перевозки детей следит уйма организаций – тут тебе и ГИБДД, и Минтранс, и Минобр, и Минтруда, и Автодорнадзор… Но выходит по поговорке – у семи нянек дитя без глазу.
Сам себе режиссер
В пресловутые советские времена все было просто – автобусы находились на балансе автотранспортных предприятий, и местом хранения для них был гараж. Выехать из него в неположенное время, без осмотра медика и механика было практически невозможно. Сейчас автобус, принадлежащий ДЮСШ или любой другой организации, по документам ночует в определенном месте, на деле же – частенько возле дома водителя. Так что когда и куда он отправится – на совести водителя или в лучшем случае в ведении руководителя организации.
Конечно, договор с медицинским учреждением на предмет предрейсового осмотра водителя есть, но он становится формальностью. Только сверхдобросовестный водитель встанет на час раньше, чтобы поехать за необходимым штампом в путевом листе и только потом – за пассажирами.
То же самое – с предрейсовым осмотром машины. Получается, что собственное физическое состояние и состояние техники определяет сам водитель. Стоит ли удивляться, что некоторые из них не считают грехом выехать за детьми подшофе?
А кто следит за своевременным прохождением техосмотра и проведением техобслуживания?
По словам заместителя руководителя Управления государственного автодорожного надзора по РТ Федеральной службы по надзору за автотранспортом Марата Юнусова, из 51 проверенной школы ни одна не осталась без предписаний по нарушениям, а в одиннадцати случаях нарушений заведены административные дела. Основные нарушения – водители не соответствуют требованиям по стажу, их режим работы и отдыха не соблюдается, автобусы эксплуатируются без своевременного техобслуживания.
А теперь скажите: можно ли в таком случае рассчитывать на безопасность?
По мнению Марата Юнусова, пассажирскими перевозками (а транспортировкой детей в особенности) должны заниматься, простите за тавтологию, профессиональные перевозчики. И дарить спортшколе или иному детскому учреждению лучше не микроавтобус, а, например, годовой сертификат на обслуживание в той или иной, но обязательно проверенной и хорошо себя зарекомендовавшей транспортной организации. В конце концов, аутсорсинг внедрился во все сферы – редкая больница имеет собственную прачечную и даже кухню, все пользуются услугами профессионалов. А такая ответственная задача, как транспортировка подрастающего поколения, отдана в ведение дилетантов…
Пока же решено усилить контроль за перевозками. Пожалуй, этого можно было бы добиться, посадив в каждый «детский» автобус по сотруднику ГИБДД. Но это, конечно, из области фантастики.
Предлагается автобусы класса М1 и М2 допускать к перевозке детей только при наличии механизма ограничения скорости до 60 км в час. Все школьные автобусы необходимо оснастить видеорегистраторами. По каждому факту межмуниципальных и междугородных перевозок детей надо заблаговременно, не позднее, чем за три дня, уведомлять территориальный орган ГИБДД, предоставлять автобусы для проверки техсостояния и направлять водителя для предрейсового осмотра и инструктажа.
Отпустив транспорт «на вольные хлеба», мы нажили массу проблем. Видимо, систему пассажирских перевозок нужно менять в корне, подходя к каждому ее звену индивидуально. И не гнушаться опытом прошлых лет.