Традиционно на старте нового учебного года мы провели «прямую связь» читателей газеты с главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Республике Татарстан полковником полиции Рифкатом Миннихановым. Обусловлено это в первую очередь заботой о подрастающем поколении – как наши дети, отвыкшие за дни каникул от городской суеты, доберутся до школы и обратно? Все ли сделано для того, чтобы обеспечить их безопасность на оживленных улицах? Все ли знаки, «зебры» и светофоры на своих местах?
И первый вопрос от читателей хоть и касался изменений законодательства, но все же основой своей имел заботу о безопасности школьников.
Жительница Казани Раушания Исмагилова выразила серьезную обеспокоенность отменой штрафов за превышение скорости на десять-двадцать километров в час:
– Рифкат Нургалиевич, получается, что возле школ, где есть разметка пешеходного перехода и знак ограничения скорости в сорок километров в час, теперь можно безнаказанно мчаться под шестьдесят?
– По закону получается так, но вблизи школ это явно недопустимо. Думаю, здесь мы будем устанавливать другие знаки – к примеру, ограничивающие скорость движения автомобилей до двадцати километров в час. Пока этот вопрос прорабатывается.
– И что же, – не успокаивается настойчивая читательница, – выходит, теперь и по городу вместо предписанных шестидесяти можно «летать» под восемьдесят?
– «Летать» по городу никому не позволим, – успокаивает ее Рифкат Минниханов. – Уже готово постановление об установке в Казани на четырнадцати участках уличной сети знаков ограничения максимальной скорости движения – «40». Со временем, возможно, их станет больше. Мы обязаны обеспечивать безопасность и будем это делать.
Обнадеженная женщина прощается, а телефон звонит снова. Оказывается, вопрос ограничения скорости волнует не только родителей несовершеннолетних чад, но и обычных водителей. Правда, ставится он несколько иначе. Рафис Тимерханов из Набережных Челнов осторожно интересуется:
– Меня действительно не оштрафуют, если я проеду знак «40» на скорости, допустим, шестьдесят километров в час?
– По закону – нет, – поясняет Рифкат Минниханов. – Но вы же, как водитель, должны понимать, что такие знаки просто так не устанавливают – как правило, рядом школа или дошкольное детское учреждение. Выходит, в ваших же интересах ехать здесь осторожнее и, понятно, медленнее. Да и ГИБДД в таких местах будет принимать против лихачей свои меры.
– Это да, – соглашается читатель. – Дети, как говорится, «наше все». Тогда зачем же знаки «40» практически отменили?
– Вопрос не ко мне, – поясняет Рифкат Минниханов. – Наше дело – следить за исполнением закона, а не обсуждать его.
– Понял, спасибо…
Похоже, поторопились наши законодатели с отменой наказания за превышение скорости в пределах двадцати километров – во всяком случае в населенных пунктах, раз у многих участников движения возникают по этому поводу вполне справедливые вопросы. Наверное, время расставит все на свои места… От тревожных мыслей отрывает следующий звонок.
У Регины Игнатьевой вопрос не менее животрепещущий.
– Рифкат Нургалиевич, звоню вам по поручению жильцов двух домов по улице Глушко в Казани. Сегодня многие жители имеют собственные авто, а парковок у нас в окрестностях очень мало, все они переполнены. Вечером весь двор уставлен машинами, при необходимости ни «скорой», ни пожарным не проехать. Автомобили стоят и на тротуарах, и вдоль проезжей части. Мешают машины – безусловно, но и обвинять автовладельцев не за что – им просто деваться некуда. Неужели при строительстве домов нельзя предусмотреть достаточно места под автостоянки?
– Регулирование обстановки во дворах, даже если это касается автотранспорта, не входит в компетенцию Госавтоинспекции. А от себя могу сказать: если вы сами не возьметесь за наведение порядка, то никто вам его не наведет. Вы можете хотя бы ограничить въезд во двор посторонних – например, шлагбаум поставить.
– А нельзя ли, чтобы ваша служба повлияла на градостроителей – пусть оставляют больше места для автопарковок? Может, подземные строить?
– Подземные парковки – это замечательно, но, как вы понимаете, такое решение существенно удорожает проект. При строительстве торговых комплексов и других заведений массового посещения есть определенные нормы по количеству парковочных мест, и их придерживаются. А в рамках жилищного строительства этот вопрос входит в компетенцию местных властей – новым законодательством согласование с ГИБДД в этом случае, к сожалению, не предусмотрено. Есть наши рекомендации, но градостроители их зачастую не придерживаются. Так что решать вопрос придется общим собранием жильцов.
Справка «РТ». Согласно постановлению исполнительного комитета муниципального образования «Город Казань» № 444 от 19.08.2007г. «О нормативах проектирования мест временного и постоянного хранения автомобилей» утверждены нормативы расчета машиномест на территории столицы для всех видов автопарковок, обслуживающих жилые дома. Это постановление обязано исполнять управление архитектуры и градостроительства исполкома Казани при рассмотрении проектной документации. И в этом документе черным по белому написано, что, например, в Авиастроительном районе столицы норматив составляет 0,7 машиноместа в расчете на одну квартиру, в Вахитовском – 0,5, в Кировском – 0,5, в Московском, Ново-Савиновском, Приволжском и Советском районах – по 1. Но, увы, эти нормы не исполняются…
Светлана Богданова из Казани обратила внимание главного государственного инспектора безопасности дорожного движения на тот факт, что не работают полосы, выделенные для движения общественного транспорта.
– Я пользуюсь общественным транспортом и заметила, что практически эти полосы всегда забиты легковушками, – утверждает она. – По-прежнему автобусы стоят в пробках.
– Где конкретно вы стоите в пробках?
– Отрезок от улицы Четаева до Вишневского по мосту Миллениум автобус преодолевает иногда полчаса. Я читала
– Вы неправильно поняли. На восемнадцати улицах Казани вводили полосы движения общественного транспорта временно – в связи с Универсиадой, а на остальных они должны работать постоянно. На тех улицах, которые вы назвали, полосы входят в разряд постоянных. Значит, водители все-таки нарушают здесь правила. Но, думаю, это частные случаи – камеры видеофиксации здесь работают, так что наказание последует неизбежно…
– Воспользуюсь редкой возможностью получить совет из уст главного гос-автоинспектора. Скажите, начинать обучение искусству вождения автомобиля даме за пятьдесят уже поздновато? Мне в одной автошколе так и сказали: реакция уже не та, и что вам за необходимость иметь права? А мне так хочется научиться…
– Если медицинских противопоказаний нет, то учиться есть смысл в любом возрасте. Конечно, в молодости лучше усваиваются любые знания и навыки. Но просто вам потребуется чуть больше времени. К тому же у зрелого возраста есть свои плюсы – это пора рассудительности и сдержанности, так что вы наверняка будете дисциплинированным водителем. Учитесь обязательно.
– Спасибо, вы меня успокоили.
Следующий звонок. В трубке – напористый женский голос:
– Здравствуйте, Рифкат Нургалиевич! Как сложно до вас дозвониться… Сначала позвольте выразить восхищение оперативностью ГИБДД – я вам звонила на прошлую «прямую связь» и пожаловалась, что возле школы №39 детям очень трудно переходить дорогу – машины идут сплошным потоком. И каково же было мое удивление, когда уже на следующее утро увидела, как возле школы устанавливают знак «Пешеходный переход» и наносят разметку на проезжую часть. Спасибо! А я к чему подвожу? Есть в Казани улица Гвардейская, а на ней – остановка «Кафе „Сирень“. Здесь частенько случались наезды на пешеходов. Люди упорно писали жалобы, и наконец появились знаки «Пешеходный переход» и «зебра». Но «зебра» странная. Такой, наверное, нет ни в одном городе России. Она начинается в одном месте, потом сдвигается метра на три – нужно идти вдоль трамвайных путей, далее шагать через высокий бордюр и трамвайные рельсы и снова вдоль дороги и только затем – снова «зебра». Метров десять нужно, озираясь по сторонам, преодолевать полосу дорожных препятствий. Там где с детской коляской не проберешься, с инвалидной – тем более, где пожилой человек рискует в довесок к радикулиту получить инсульт, «зебра» и знаки воспринимаются как неуместная, злая шутка. Я уж куда только не обращалась, и письма электронные писала, и звонила. Одна надежда на «прямую связь»…
– Замечание принято: изучим, ответим. Буквально завтра отправлю туда своих специалистов.
– Спасибо, буду ждать, надеяться и смотреть в окно уже с завтрашнего утра…
Рифкат Минниханов кладет трубку и тут же дает задание начальнику отдела ГИБДД УМВД РФ по городу Казани:
– Посмотрите, что там можно сделать. И не затягивайте – человек уже завтра у окна будет сидеть и ждать нашей реакции.
Пока материал готовился к публикации, обстановка на пешеходном переходе возле кафе «Сирень» уже была изучена. Необходимые предписания направлены в исполком Казани. Теперь нашей читательнице, которая в пылу беседы даже представиться забыла, остается только контролировать ход работ.
Алексея Харитонова из Чистополя очень волнует проблема пьянства за рулем.
– Раньше в ходу было выражение: «Пьяный за рулем – преступник», – говорит он. – Судя по тому, какая сегодня складывается ситуация по этому вопросу, преступников у нас – целая армия. Не берут их ни штрафы, ни лишения прав…
– Я всегда говорил: закон должен быть таков, чтобы нарушать правила было экономически невыгодно. С 1 сентября этого года, кроме лишения прав, законодатель предусмотрел в этом случае наложение на нарушителя штрафа в тридцать тысяч рублей. При повторном нарушении – еще пятьдесят тысяч. Уверен, на многих это подействует отрезвляюще.
– Но ведь ездит полно богатого народу, у них деньги на свои прихоти есть… Какое-то серьезное моральное наказание нужно придумать.
– Согласен. И здесь общественность должна сказать свое слово. Фотографируйте таких водителей, выкладывайте материалы в социальные сети, вывешивайте на подъездные доски объявлений. Нарушение должно быть гласным, страна должна знать своих «героев». Мы свою работу будем делать, но без помощи населения с этой проблемой не справимся. Пьянство, в том числе и за рулем, – беда давняя, и преодолеть ее можно только всем миром.
– Да уж, бывает, не по разу задерживают за рулем уже лишенных прав водителей, и снова подшофе, а наказания для них не придумали…
– Появилась надежда на позитивные сдвиги и в этом направлении. С 1 сентября за подобные деяния полагается от десяти до пятнадцати суток ареста. А машину до выхода владельца из-под ареста – на спецстоянку. А это – тоже немалые расходы. Так что, думаю, общими усилиями отрезвим и самых неподдающихся.
Кстати, сейчас в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за повторное управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Пройдет он или нет – другой вопрос, но бороться с упрямыми приверженцами спиртного нужно так же упорно и беспощадно – это очевидно…
Часть вопросов и ответов «прямой связи» осталась неопубликованной – площадь газеты, увы, ограничена. Однако вопросы читателей не останутся без внимания – все позвонившие получат ответы в письменном виде.