До недавнего времени понятие штрихкода мы связывали в основном с товарами в магазинах. Нынче в Татарстане штрихкод получил еще одно предназначение. Его начали использовать… в ГИБДД, присваивая индивидуальный номер курсанту республиканской автошколы, явившемуся на экзамен по знанию правил дорожного движения.
Зачем?
По словам главного госавтоинспектора Татарстана Рифката Минниханова, введение новшества преследует сразу несколько целей. Это, во-первых, поможет практически полностью исключить «человеческий фактор», то бишь пресловутую коррупционную составляющую, ускорит процесс сдачи экзаменов и позволит собрать своеобразное досье на будущего водителя, автошколу и даже на тех инструкторов, которые обучали курсанта.
Каким образом?
Перед экзаменом автошкола оформляет документы на курсанта, который, по мнению преподавателей, готов к испытаниям. Но особенность в том, что бланк заявления, куда внесены индивидуальные данные курсанта, наделяется штрихкодом. На экзамен курсант приходит с единственным документом – тем самым бланком. Проводит его через сканер, установленный у компьютера. Последний выдает ему билет с двадцатью вопросами, набор которых формируется по принципу случайно выпавших чисел.
Инспектор-экзаменатор этих вопросов на своем мониторе не видит, как это было раньше. Так что подсказать тому или иному «фавориту» возможности уже не имеет. Можно, конечно, подойти к компьютеру экзаменующегося, но эти действия тут же зафиксируют беспристрастные камеры видеонаблюдения. А еще – зрители-болельщики или ожидающие своей очереди на экзамен, потому что одна стена кабинета сплошь стеклянная.
По окончании экзамена в компьютер инспектора поступает только информация о том, ответил курсант на вопросы или нет. Все предельно просто и ясно, к тому же позволяет сократить рабочее время на оформление документов, что в условиях оптимизации (читай, сокращения) штата Госавтоинспекции весьма актуально.
Экзамена по вождению тоже коснулись определенные новшества. Сейчас в каждом «экзаменационном» автомобиле установлены два видеорегистратора: один фиксирует обстановку в салоне машины, второй – на дороге. Запись видео инспекторы в обязательном порядке сдают на проверку. К тому же Рифкат Минниханов предложил, чтобы во время экзамена вместе с инспектором-экзаменатором в машине находился независимый эксперт. Например, представитель Федерации автошкол Татарстана.
Похоже, любителям проскочить экзамены «по блату» стоит задуматься: чем искать связи и изобретать всевозможные обходные пути, лучше добросовестно подготовиться. Сбережете и время, и деньги. А главное – жизнь на дороге.