Чуть ли не каждый день в газетах, по радио и телевидению нам рассказывают о случаях мошенничества, когда по телефону вам сообщают, что близкий родственник попал в дорожно-транспортное происшествие либо за совершение преступления задержан сотрудниками полиции и для его спасения нужно выплатить энную сумму денег. Услышав о таких фактах, мы удивляемся: ну что за лохи попадаются на удочку обманщиков…
Однако понять, почему люди после телефонного звонка схватились за кошельки и кредитные карточки, довелось, когда сама попала в такую ситуацию. Все прошло по классической, много раз описанной схеме.
Звонок среди ночи по городскому телефону:
– Мама, я попал в ДТП, у меня все лицо разбито. Я сбил человека. Сижу в отделе полиции. Здесь есть сотрудник, он может помочь замять дело…
Рыдающим сына никогда не видела и не слышала – разве что в далеком детстве. Сейчас же он плачет, голос изменен – тут же представила разбитую челюсть, окровавленное лицо…
– Сейчас приеду, – говорю, – ты где?
В этот момент трубка передается
– Ваш сын на своей машине задавил человека. Если все решить быстро, то уголовное дело можно не открывать.
К счастью, вспоминаю статью о мошенничестве, которая буквально на днях была опубликована в моей родной газете. Руки-ноги трясутся, однако мысли начали «причесываться».
– На какой машине, у сына их две? – лукавлю.
Пропустив мимо ушей вопрос, собеседник продолжает давить:
– Не теряйте время, пока не подъехало большое начальство.
«Нужно позвонить сыну», – тем временем подумала я и стала тянуть время.
– Сейчас, подождите, выпью валерьянки, – помчалась я к мобильному телефону.
На том конце провода
– Никому не звоните, все испортите.
Чтобы не попасть под влияние мощного уверенного голоса, перестала его слушать. Нашла мобильник и позвонила сыну. Слава богу – он ответил.
Мошенник услышал наш разговор и отсоединился…
Все закончилось благополучно, если не считать нервов и бессонной ночи.
Позвонила в районное отделение полиции и рассказала о случившемся. Мне ответили, что за последние два часа к ним поступило уже четыре сообщения об аналогичных звонках, поэтому оперативно подъехать они не смогут. Но приехали быстро. Оказалось, бабуля из первого подъезда нашего же дома, услышав, что любимый внучек попал в беду, выгребла все свои запасы – 40 тысяч рублей – и передала их по указанию «следователя» таксисту. Потом, остыв, додумалась позвонить дочери, которая успокоила: внук сидит дома, играет на компьютере.
Короче, в ту ночь мошенники «чесом» обзванивали все дома на улице Гвардейской в Казани. Из ста звонков хоть один да попадал в «яблочко»: оказывалось, что в квартире есть достаточно взрослый сын или внук, который ездит на автомобиле и не находится в момент звонка дома. Расчет мошенников на то, что в стрессовой ситуации собеседник забывает обо всем. А если это женщина, то материнский инстинкт подавляет все остальные чувства. С моей знакомой, например, произошел и вовсе трагикомичный случай: ей так же, среди ночи, позвонили и сообщили, что ее сын попал в ДТП. Подруга перепугалась до ужаса, правда, длилось это лишь несколько секунд: вовремя осознала, что у нее не сын, а две дочери…
Так что можно ли осуждать потерпевших? Кто знает, как каждый из нас поступит в экстремальной ситуации.
А вот продолжение нашей истории удивило. Приехавшие по вызову сотрудники полиции попросили меня написать объяснительную записку и добавить в конце: «Прошу никаких мер не принимать». «Ведь деньги-то вы им не дали!» – пояснил полицейский.
«Прошу принять все возможные меры по поиску и наказанию мошенников», – приписала я все же в заявлении, адресованном начальнику УВД. Но толку оказалось мало. Разве что органы потратились на почтовый конверт и лист бумаги, в котором сообщалось, что в возбуждении дела отказано…
Только вот далеко ли мы уйдем такими темпами в борьбе с мошенниками?