Жители трех регионов подписались под коллективным благодарственным обращением на имя министра внутренних дел Татарстана Артема Хохорина по поводу ликвидации организованной преступной группировки «Сахарный завод». ОПГ действовала в Нурлате несколько лет. Ничем принципиально новым ее члены свою криминальную биографию не разбавляли, действуя в стиле 90-х: «наезжали», угрожали, особо несговорчивых жестоко избивали.
Разрабатывать группировку, получившую в Нурлате название «Сахарный завод», сотрудники подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД по РТ начали осенью 2011 года. Можно сказать, по-настоящему «сахзаводские» (так называли членов ОПГ в Нурлате) развернулись в городе после того, как полицейские отправили за решетку членов другой ОПГ – «Куяновские».
Напомним: как ранее сообщала «РТ», в марте 2007 года Верховный суд Татарстана вынес обвинительный приговор 13 членам банды «Куяновские» во главе с их лидером 37-летним Игорем Зайцевым. Суд признал их виновными в бандитизме, убийстве, вымогательствах, кражах и других преступлениях. Лидер банды был приговорен к 20 годам колонии строгого режима, остальные получили от 10 до 20 лет лишения свободы. Лишь одному члену банды было назначено условное наказание – 5,5 года.
Как полагает следствие, группировка «куяновских» сформировалась в местном поселке Железнодорожников из числа членов другой ОПГ – «Железка». С 2003 года они занимались всем криминальным, что может только вытерпеть небольшой провинциальный город: «крышевали» местных коммерсантов, таксистов, собирали дань с владельцев магазинов. В местной криминальной среде «куяновских» не столько уважали, сколько боялись. Члены ОПГ не шли на компромиссы, предпочитая всегда и везде любыми способами отстаивать свои интересы. При этом банда была неплохо вооружена. В арсенале имелись пистолеты, автоматы, амуниция бойцов спецподразделений и даже специальные полицейские автомобильные номера синего цвета.
Можно сказать, что на фоне «куяновских» члены ОПГ «Сахарный завод» практически не влияли на оперативную обстановку в городе. Однако самим «зайцевским» такой криминальный симбиоз был, видимо, невыносим. Известно о стычке между группировками, вылившейся в 2004 году в вооруженный конфликт. Впрочем, активные действия предпринимались лишь со стороны «куяновских», что позже легло в один из эпизодов обвинительного заключения.
Нельзя сказать, что «сахзаводские» заняли место ликвидированной ОПГ «Куяновские», но они сделали для этого все возможное. По мелочам решили не размениваться – стали вымогать деньги не у мелких торговцев, а у владельцев торговых центров, кафе, розничных сетей.
В ходе оперативно-разыскных мероприятий полицейские вышли на четверых жителей Нурлата – 39-летнего Андрея Барышева, 37-летнего Рустема Гайсина, 39-летнего Андрея Мельникова и 35-летнего Дмитрия Сабирова. Все они ранее были судимы за тяжкие и особо тяжкие преступления. Сабиров, к примеру, отсидел за убийство. Следствию удалось доказать пять эпизодов их преступной деятельности. Однако во время оперативно-разыскных мероприятий и самого следствия работа полицейских была крайне осложнена. Подозреваемые продолжали действовать нагло и дерзко, запугивая своих жертв. Так, в августе 2006 года они пытались отнять у жителя Нурлата Toyota Avensis.
Вывезли мужчину на территорию Самарской области, где стали угрожать расправой – били, стреляли в него из травматического оружия, заставляя написать на имя одного из обвиняемых генеральную доверенность на автомобиль. С множественными переломами, в том числе черепа, его доставили в больницу. Потерпевший был настолько запуган, что поначалу уверял полицейских, будто похитивших его людей не знает, а лиц нападавших не запомнил. Надо добавить, что машины мужчина все-таки лишился. Преступники переоформили ее по поддельным документам, перегнали в Краснодарский край и продали.
Такой же линии поведения первоначально придерживались и другие потерпевшие. К примеру, двое предпринимателей после «общения» с «сахзаводскими» пустились в бега, так что полицейским пришлось их разыскивать. Незадолго до этого мужчин похитили, вывезли в один из коттеджей и под пытками требовали 200 тысяч рублей. Потерпевшие в один голос уверяли, что таких денег у них нет ровно до того момента, пока одного из них похитители не начали топить в бассейне. Жертвы пообещали заплатить, а после того как их отпустили для сбора денег, те, что называется, легли на дно.
- Члены ОПГ не шли на компромиссы, предпочитая всегда и везде любыми способами отстаивать свои интересы. При этом банда была неплохо вооружена
В октябре 2008 года осужденные неоднократно угрожали одному из наиболее успешных бизнесменов города – владельцу нескольких магазинов, ресторанов, автозаправок. Обещали расправиться не только с ним, но и с его семьей, если не передаст 60 млн рублей. Сумма для небольшого Нурлата, прямо скажем, запредельная. Впрочем, вымогатели дали понять, что при отсутствии налички согласны и на сами коммерческие объекты.
Действовали они настолько дерзко, что могли средь бела дня заявиться к очередной жертве в офис, на глазах подчиненных насильно вытолкать на улицу и усадить в свою машину. В 2011 году, встретив на улице автомобиль одного из своих «подопечных», бандиты подрезали его, выволокли водителя из салона и жестоко избили. Таким образом вымогатели пытались склонить владельца крупного торгового центра к «сотрудничеству».
Так или иначе, но оперативникам удалось буквально по крупицам собрать доказательную базу для уголовного дела, в том числе выезжая в Самарскую и Ульяновскую области, разыскивая потерпевших. Однако на месте удалось задержать только Мельникова. Остальные, как только началась разработка ОПГ, успели скрыться. Вскоре Сабиров был обнаружен в Челябинске, а Гайсин и Барышев – в Самаре. Задерживали их татарстанские оперативники.
Как только фигуранты дела поняли, что «соскочить» не удастся, во все инстанции полетели жалобы. В МВД России, Следственный комитет, Генпрокуратуру, не говоря уже про татарстанские структуры и правозащитные организации – нет такого надзорного ведомства, куда бы вымогатели не обращались. В СМИ развернулась целая кампания против «полицейского беспредела», весь Нурлат был заклеен листовками с обвинениями полицейских в произволе. Параллельно этой информационной атаке на потерпевших и свидетелей сыпались угрозы.
Несмотря на это, сотрудники МВД Татарстана довели дело до суда. 12 января 2013 года уголовное дело было передано в Черемшанский районный суд. В Нурлате рассмотреть дело не представлялось возможным, поскольку за длительный период предварительного следствия все судьи Нурлатского районного суда уже выносили решения по уголовному делу: арест, продление ареста, рассмотрение жалоб и ходатайств. В ходе судебного заседания из Казани, Ульяновска, Самары и Тольятти были доставлены и допрошены четверо потерпевших и 20 свидетелей обвинения.
7 марта 2013 года суд вынес обвинительный приговор. Андрей Мельников был признан виновным в совершении двух вымогательств, остальные подсудимые признаны виновными по всем эпизодам: мошенничество и четыре вымогательства. Андрея Барышева суд приговорил к 7,5 года лишения свободы в колонии строгого режима. Мельников получил 7 лет и 3 месяца, Рустем Гайсин – 4 года и 3 месяца, Дмитрий Сабиров – 3 года и 2 месяца. Все трое будут отбывать наказание в колонии общего режима.
«Сотрудники подразделения по борьбе с организованной преступностью на протяжении почти двух лет занимались этой работой. Нам неизвестны нюансы их профессиональной деятельности, но розыск скрывавшихся от следствия, поиск доказательств, представление их в суде, обеспечение нашей безопасности мы оцениваем высоко. А ведь и у них есть свои семьи, дети, заботы. Но профессиональный долг полицейские выполняли, не считаясь с личными делами. В общении с жителями Нурлата мы постоянно слышали, что группировку „Сахзаводские“ никогда не ликвидируют, слишком многое за это говорило. Но сейчас у населения мнение иное, оказывается, и на них есть управа!» – написали в благодарности татарстанским полицейским семеро жителей Нурлата, Ульяновска и Самары.
Игорь ПРОСТАТОВ, пресс-млужба МВД по РТ